В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Собора новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе), 21 мая, Святейший Патриарх Кирилл посетил в актовом зале СПбДА торжество по случаю 300-летия начала духовного образования в Санкт-Петербурге и 75-летия возрождения Санкт-Петербургских духовных школ.
В собрании приняли участие губернатор Александра Беглов, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и другие архиереи, участвовавшие в Божественной литургии в академическом храме, преподаватели и студенты.
Гостей приветствовал ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан.
"Юбилейная дата была в году минувшем, но по общему желанию и в связи с обстоятельствами было принято решение перенести празднование на более благоприятное время, и вот это время настало, - сказал Патриарх Кирилл. - Каждое посещение родного для меня Санкт-Петербурга и родной для меня alma mater - это, в первую очередь, воспоминание о самой, может быть, активной части жизни, когда ты молод, когда все устремлено вперед, когда есть желание строить планы. И, конечно, сама атмосфера школы всегда способствовала тому, чтобы планы осуществлялись, чтобы энергия не уходила впустую, чтобы с силами и полной ответственностью совершалось служение Господу. Огромную роль в формировании меня как священнослужителя сыграл приснопамятный владыка митрополит Никодим. У меня были планы на то, чтобы стать священником, но я никак не связывал их с тем образом жизни и тем положением, в котором сейчас нахожусь; и если произошло нечто существенное, в том числе во время моего обучения, то во многом в результате воспитательного воздействия на меня приснопамятного владыки".Был показан фильм о духовной академии "Путь к служению" режиссера Инны Веденисовой (2021). В исполнении хоров СПбДА прозвучали духовные песнопения.
"Развитие духовного образования - это важнейшая задача Церкви, и от того, каким оно будет, насколько школа сможет формировать священнослужителей, соответствующих времени и способных нести свидетельство и Слово Божие в мир, во многом будет зависеть духовный облик страны, - продолжил Предстоятель. - Не побоюсь так сказать, это не громкие слова. Когда я здесь учился и даже когда был здесь ректором, произнести такие слова было невозможно, они показались бы фантастическими. Церковь жила в изоляции, в гетто. Конечно, мы верили в то, что наступит другое время, но связать мечты и надежды с конкретикой было невозможно. Но эти времена наступили, сегодня мы можем ставить и перед школой, и перед Церковью, образованным духовенством конкретные задачи, без всякого прожектерства, опираясь на реальную интеллектуальную и духовную базу. От качества духовенства - да простят мне слушатели именно это слово, - от их способностей, умений, профессионализма, но, главное, от их духовного состояния зависит во многом будущее Церкви. Санкт-Петербургская академия, насчитывающая уже триста лет истории и замечательных педагогических традиций, всегда была флагманом духовного образования в России. И в XIX веке, и в начале двадцатого академия была не только престижным учебным заведением, но и крупным научно-исследовательским центром. Профессора и студенты вели масштабную переводческую работу. Это и знаменитый Синодальный перевод на русский язык Священного Писания, выполненный в 1876 году, и перевод многих святоотеческих творений - в частности, святителя Иоанна Златоуста, преподобных Феодора Студита, Иоанна Дамаскина. Уверен, каждому из здесь присутствующих студентов хорошо известна "Толковая Библия" Лопухина. Однако профессор Санкт-Петербургской академии Александр Павлович Лопухин был известен не только как крупный издатель, редактор авторитетных для своего времени академических изданий "Христианское чтение" и "Церковный вестник", но и как инициатор издания "Православной богословской энциклопедии". Над составлением и написанием статей для этой энциклопедии трудились профессора всех четырех дореволюционных академий, профессора некоторых университетов, видные ученые начала XX века, но при всем том именно Санкт-Петербургская духовная академия являлась флагманом в этом столь важном для развития русской богословской науки деле. К сожалению, в дореволюционный период завершить этот проект не удалось. Но, как вы знаете, он был возобновлен и хорошо, на мой взгляд, реализуется. В стенах духовных школ северной столицы трудились многие выдающиеся богословы, церковные историки, литургисты и правоведы. Имена таких профессоров, как Василий Васильевич Болотов, Николай Никанорович Глубоковский, протоиерей Герасим Павский, Николай Васильевич Покровский известны не только в России, но и за ее пределами. Программы обмена студентами из других Поместных Церквей, широкое взаимодействие со светскими университетами, развитие научной и издательской деятельности - все это было реальностью академической жизни в ΧΙΧ и особенно в начале XX века".
"Вихрь революционных событий, охвативших нашу страну, к сожалению, не обошел стороной и духовное образование, - отметил Патриарх Кирилл. - Уже через год после Октябрьского переворота Санкт-Петербургская академия была закрыта. Но, к счастью, усилиями профессоров и преподавателей ее традиции продолжали сохраняться благодаря открытому в 1920 году Петроградскому богословскому институту. А когда институт в такой форме существовать уже не мог, в 1925 году были созданы Высшие богословские курсы. Мой отец, приснопамятный протоиерей Михаил, учился на этих Высших богословских курсах и закончил их в 1928 году, когда курсы были закрыты. И он делился со мной, особенно когда я сам стал студентом, своими воспоминаниями о том, какими замечательными были лекции, каким замечательным был дух на этих курсах. По сути дела, лучшие профессора Санкт-Петербургской духовной академии переместились из этих стен, где уже невозможно было вести профессиональную деятельность, на Высшие богословские курсы и обеспечили передачу знаний следующему, послереволюционному поколению духовенства. Свой вклад в сохранение богословского образования вносило и основанное в 1918 году Богословско-пастырское училище для подготовки священно- и церковнослужителей. Примечательно, что даже в это непростое время, время испытаний, к чтению лекций привлекались не только преподаватели бывшей духовной академии, но и университетская профессура. Однако в 1928 году и Богословско-пастырское училище, и Высшие богословские курсы были закрыты по решению властей. Нашему народу, Церкви нашей предстояло пережить страшные 1930-е годы репрессий и тяжелейшее время Великой Отечественной войны. Активная позиция Церкви, стремившейся поддерживать воинов на фронте, несколько смягчила отношение власти. В 1946 году усилиями Святейшего Патриарха Алексия I и выдающегося иерарха и исповедника митрополита Григория (Чукова), являвшегося в то время председателем Учебного комитета при Священном Синоде, Санкт-Петербургские духовные школы были возрождены. Хотел бы сказать несколько слов о владыке митрополите Григории. Я застал владыку, будучи еще совсем молодым человеком. Он пользовался огромным авторитетом в Ленинградской митрополии и вообще в Церкви, и сохранил особый интерес к богословскому образованию - видимо, с тех самых пор, когда он трудился над созданием богословской школы в послереволюционном Петербурге. Рассказывали такой случай. Владыка прекрасно владел греческим и латинским языками - такое образование давала дореволюционная академия. И вот однажды, посещая одну из лекций (а владыка ходил по аудиториям и слушал лекции), он своеобразно откликнулся на один очень деликатный эпизод. Преподаватель, читавший лекцию, попытался что-то написать по-гречески на доске, но запутался и не смог. Тогда владыка Григорий встал, вытер доску тряпкой и четко написал по-гречески то, что хотел написать преподаватель. Все это свидетельствует о том, каким было образование в школах, которые формировали, в том числе, корпус нашего высшего духовенства. Несмотря на препятствия, тогдашнему руководству школы удалось пригласить нескольких дореволюционных профессоров - Александра Ивановича Сагарду и протоиерея Василия Максимовича Верюжского, а также выпускников академии протоиерея Михаила Сперанского, Льва Николаевича Парийского, Александра Ивановича Макаровского, Алексея Ивановича Иванова, у которых я, как и старшее поколение нашей корпорации, имел честь учиться. Удивительно, какими разными были эти люди. Кто-то прошел сталинские лагеря, кто-то длительное время находился в обновленческом расколе, а потом раскаялся и вернулся в лоно Церкви, кто-то являлся "непоминающим", то есть тоже находился в расколе, кто-то в годы войны служил на оккупированных территориях. И вот теперь все эти люди, прошедшие такой сложный путь в послереволюционное время, собрались здесь, в этих стенах. Это было лучшее, что можно было тогда собрать, и владыка митрополит Григорий совершил реальный подвиг. Безусловно, первые годы возрождения Ленинградских духовных школ были непростыми, но во многом благодаря трудам митрополита Григория школа не только выстояла, но и укрепилась и действительно стала образовательным центром нашей Церкви".
"Когда я в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, еще были живы свидетели прежних лет: профессор Николай Дмитриевич Успенский, тогдашний ректор профессор протоиерей Михаил Сперанский, Лев Николаевич Парийский, инспектор, читавший нам патрологию, - поделился воспоминаниями Его Святейшество. - Они трудились в этой школе со времени ее восстановления и были живым связующим звеном между возрожденной послевоенной школой и школой дореволюционной. Без этих людей не было бы преемства, и неизвестно, какой была бы новая академия. Но они передали не только дух, но и программы, и расписания, и сам строй жизни школы. Можно сказать четко и твердо: наша возрожденная в послевоенное время академия является реальной преемницей Санкт-Петербургской духовной академии. В академии преподавали профессора, получившие, как я уже сказал, блестящее дореволюционное образование. И то, что среди первых преподавателей восстановленной академии именно такие люди составляли ядро, и определило, может быть, такое устойчивое последующее развитие нашей школы. Прошло чуть более десяти лет с момента возрождения Ленинградских духовных школ, и власть, настроенная решительно бороться с Церковью, приняла решение вновь закрыть семинарию - как раз тогда, когда я должен был туда поступать. Однако, несмотря на колоссальное давление властей, духовные школы по милости Божией удалось отстоять. И в этом, безусловно, огромная заслуга митрополита Ленинградского Никодима, который вообще проявлял особую заботу о духовной академии. Своей волей, своей силой, своей способностью убеждать, в том числе власти, негативно относившиеся к Церкви, он добился того, что школа не была закрыта. И когда власти поняли, что при этом митрополите трудно будет добиться закрытия школы, был предложен другой проект - перенесения Санкт-Петербургских духовных школ в Псково-Печерскую обитель. Аргументы были такие: вот московская семинария - в Лавре, так что же вы такое сокровище духовное держите на этом пыльном и задымленном трубами Обводном канале? Ваш прямой путь - в Псково-Печерский монастырь! Но благодаря владыке Никодиму этот проект был отклонен. Конечно, основное внимание в советские годы было сосредоточено прежде всего на преподавательской деятельности, о науке в то время трудно было говорить. Тем не менее большой вклад в дело развития богословской науки внесли замечательные представители преподавательской корпорации - это и профессор архиепископ Михаил (Мудьюгин), и уже упоминавшийся мною Николай Дмитриевич Успенский, и протоиерей Ливерий Воронов, под руководством которого я работал над своей диссертацией. Меня всегда глубоко поражала удивительная дисциплина мысли отца Ливерия, его аккуратность в изложении - и устном, и письменном. Он всегда очень тщательно работал над формулировками, и потому они были словно из стали отлиты - ни вправо, ни влево, настолько точно он формулировал те богословские истины и богословские знания, которые нам преподавал".
"Сегодня, глядя на студентов академии, на преподавателей и профессоров, по-человечески радуюсь от того, что усилия многих ваших предшественников принесли столь обильные плоды. В настоящее время Санкт-Петербургская духовная академия активно развивается и является признанным центром научной богословской мысли в нашей Церкви, да и не только в нашей Церкви. Замечательно, что в академии немало учащихся из других стран. Вспоминаю первые после восстановления академии группы иностранных студентов, приглашенных для обучения в самые трудные 1960-е годы владыкой митрополитом Никодимом. Будучи председателем отдела внешних церковных сношений, он сделал это в первую очередь для того, чтобы спасти школу. Были приглашены студенты из стран третьего мира, а Советский Союз обращал тогда особое внимание на страны третьего мира, желая вовлечь их в орбиту своего влияния. Поэтому много студентов из Африки, Азии, Латинской Америки обучались в учебных заведениях Советского Союза, и владыка Никодим понял, что это еще один шанс отвести руку гонителя. Он открыл в академии факультет иностранных студентов, и это действительно спасло положение. Появился сильный аргумент: ну как же закрывать, когда у нас учатся студенты из развивающихся стран? У них должно сложиться благоприятное впечатление о Советском Союзе, и как же в их присутствии, с их участием историческая школа будет вдруг закрыта либо перенесена невесть куда? Мы с благоговением вспоминаем и прославляем подвиг таких святителей, как Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, исповедник, одно имя которого помогало людям сохранять единство Церкви. Не можем не вспомнить священномученика Кирилла, митрополита Казанского и Свияжского, священномучеников Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Философа Орнатского, Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и других святых, связанных с академией. Взирая на славную историю Санкт-Петербургских духовных школ и с благодарностью вспоминая наставников, которые проповедовали нам слово Божие (Евр. 13:7), полагаю важным проводить исследования по составлению списков выпускников академии с их жизнеописаниями. Насколько мне известно, в некоторых духовных школах такая работа в настоящее время успешно ведется. Убежден, что деятельность по сохранению памяти будет зримым выражением преемственности поколений и благодарности тем, кто стоял у истоков богословского образования в Санкт-Петербурге и на протяжении истории духовных школ служил великому делу подготовки достойных пастырей и просвещенных богословов", - завершил свое выступление Предстоятель.
Святейший Патриарх осмотрел экспозиции церковно-археологического кабинета и тронного зала, посвященные памятным датам.
Родоначальницей нескольких учебных заведений Санкт-Петербурга, в том числе духовной академии, стала Славянская школа. 11 июля 1721 года распоряжением архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) во исполнение императорских указов велено было "учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу". В 1726 году, при императрице Екатерине I, школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. В 1786 году в Российской империи была начата масштабная реформа образования, в связи с чем митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) заявил ходатайство о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. В 1797 году Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру, а Александро-Невская Главная семинария преобразована в Александро-Невскую академию. 26 июня 1808 года император Александр I утвердил проект реформы духовных училищ, а в начале следующего года Александро-Невскую академию разделили на Санкт-Петербургскую духовную академию, Санкт-Петербургскую духовную семинарию и Александро-Невское духовное училище. 17 февраля 1809 года состоялось открытие духовной академии. Вскоре после Октябрьской революции, осенью 1918 года, духовные школы были закрыты.
В ноябре 1945 года в Ленинграде, в части здания духовной семинарии, были открыты Богословско-пастырские курсы. Ленинградская духовная академия была учреждена 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Алексия I, а семинария создана указом Святейшего Патриарха на базе богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году. 14 октября 1946 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в присутствии Патриарха Алексия I состоялось открытие Ленинградской духовной академии и семинарии.
ИА "Вода живая",
21.05.22
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской ... Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Санкт-Петербургская духовная академия митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси (Симанский Сергей Владимирович) митрополит Григорий (Чуков Николай Кириллович) Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси (Гундяев Владимир Михайлович) Силуан, епископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской епархии (Никитин ... Сщмч. Вениамин (Казанский Василий Павлович), митрополит Петроградский и ... митрополит Никодим (Ротов Борис Георгиевич) Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117)
Санкт-Петербургская духовная академия
191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. Обводного канала, д. 17Упоминания в новостях
19 ноября 2024
Прошло заседание совета по теологическому образованию
...
Присутствовали епископ Кронштадтский Вениамин, благочинный храмов при вузах протоиерей Петр Мухин, председатель ОРОиК иерей Илия Макаров, председатель издательского совета игумен Силуан (Туманов), проректор по учебной работе, завкафедрой церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерей Владимир Хулап, протоиерей Олег Скоморох, завкафедрой богословия СПбДА иерей Димитрий Лушников, директор Института теологии СПбГУ Дмитрий Шмонин, ректор РХГА имени Федора Достоевского Дмитрий Богатырев, завкафедрой истории религий и теологии Института истории и социальных наук РГПУ Александр Прилуцкий, методист ОРОиК Виктория Гусакова ...
21 октября 2024
Состоялось заседание рабочей группы по развитию Монастырского острова
...
Участвовали ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, вице-губернаторы Борис Пиотровский, Николай Линченко, председатели комитетов и представители органов власти, а также протоиерей Николай Брындин, епархиальные архитектор Дмитрий Борунов и юрист Наталья Большакова ...