Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме СПбДА

В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 21 мая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме СПбДА, посвященном святому.

Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, предыдущие ректоры СПбДА - митрополиты Петрозаводский и Карельский Константин, Тверской и Кашинский Амвросий, епископ Истринский Серафим, епископ Звенигородский Феодорит, действующий ректор епископ Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексей (Туриков),  преподаватели академии в священном сане и другие священнослужители.

За богослужением молились митрополит Новгородский и Старорусский Лев, епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, Кронштадтский Назарий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Юрьевский Арсений, игумении Людмила (Волошина), София (Силина), губернатор Александр Беглов, председатель Заксобрания Александр Бельский, почетные гости торжеств, преподаватели и учащиеся Санкт-Петербургских духовных школ.

За усердное служение Святой Церкви и в связи с 75-летием возрождения духовных школ в Санкт-Петербурге проректор по учебной работе академии протоиерей Владимир Хулап был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями.

Епископ Петергофский Силуан приветствовал Предстоятеля, подарил ему икону с изображением небесных покровителей всех ректоров духовной академии с момента ее возрождения.


"В этот день мы прославляем апостола и евангелиста Иоанна Богослова - особенно те, кто посвятил себя служению Церкви, - сказал Святейший Патриарх Кирилл в проповеди. - Есть такое светское выражение - "полный рабочий день"; но у нас с вами не может быть полного рабочего дня, у нас вся жизнь - рабочий день. И для тех, кто посвятил себя этому служению, многие вещи и многие проблемы, которые очень волнуют людей вне Церкви, остаются, конечно, весьма существенными, но церковная традиция позволяет нам посмотреть на все, что происходит в мире, под иным углом зрения. В свое время, когда я был ректором, люди светские задавали мне такой, казалось бы, простой вопрос: "А вы в этой школе вообще о чем? О чем вы говорите, чему вы учите?" Наверняка и вас, особенно молодых людей, спрашивают те, кто не вполне воцерковлен: "Ты что, из семинарии? А что вы там делаете, вы о чем?" Я вас научу, как ответить двумя словами: мы о законе жизни, ни больше ни меньше. Мы о самом главном. Существует закон жизни, хотя большинство людей не знают, что это такое; но мы, верующие, знаем, что закон жизни - это то, что повелел совершать людям Господь наш Иисус Христос. Он дал нравственный закон Нового Завета, и мы знаем, что нас ждет, если мы этот закон исполняем, и что с нами произойдет, если мы откажемся его исполнять. Почему так? А потому что это и есть закон жизни. Человек порой отступает от этого закона по разным причинам - из-за незнания, из-за страха, из-за человеческих страстей, можно долго перечислять; но ведь каждый на собственном опыте знает: когда преступаем Божий закон, всегда бывают тяжелые, а иногда роковые последствия. Это особенно ясно открывается тем, у кого разрушается брак. Когда не хранится верность, когда разрушаются самые тесные человеческие отношения, каждый несет наказание и не может быть никакого счастья: человек теряет семью, нередко детей, а иногда начинается такой образ жизни, который еще более закручивает петлю вокруг шеи…"

"Но живя по закону Божию, тому самому, которому учат здесь и студентов, и молящихся, мы можем быть счастливы, даже когда нас посещают скорби, болезни, неудачи, проблемы по работе, - продолжил Предстоятель. - Если мы все трудности будем соотносить с той системой ценностей, которую Господь нам дал, которой Господь нас научил, то абсолютное большинство наших трудностей покажутся нам совершенно несущественными, а значит, недостойными того, чтобы тратить на них здоровье, силы, нервы и так далее. Действительно, в этой школе учат закону жизни, который делает человека счастливым. Запомните эти слова и когда-нибудь скажите их тем, кто будет вас спрашивать. И попытайтесь объяснить, что существует только один закон, который ведет человека к счастью, - это Божий закон. Бог как Творец мира дал его нам. Бог не хочет зла человеку и потому дает правила жизни, исполняя которые, мы непременно будем счастливы, даже если внешние обстоятельства жизни не такие уж радостные. Все это хорошо демонстрируется на примере нашей страны. Через какие только внешние скорби ни проходил наш народ - междоусобные брани, страшные войны, революции, потрясения… Но ведь мы сохранились как народ, и об этом нужно смело говорить в новом веке благости Божией. Мы действительно сохранились как народ только потому, что не отступили от самого главного - от нравственного Божиего закона. Кто-то, может быть, верит в Бога, кто-то сомневается, кто-то плечами пожимает, но ведь каждый понимает: если жить по нравственному закону, то все будет хорошо, а если отступаем от закона, то погружаемся в стихию греха, который может казаться очень привлекательным, но его последствия всегда разрушительны. Очень важно, чтобы выпускники духовной школы обладали способностью объяснять своим пасомым, да и всем тем, с кем вы встречаетесь и будете встречаться, что такое вера в Бога. Нужно осознать, что это не только бабушки в белых платочках, не только архитектура, которая уже давным-давно создана и сейчас как-то воспроизводится, не всегда удачно. Это не только живопись, не только нечто внешнее, но это сама жизнь, это правило жизни, это самое и самое главное. Но для того чтобы быть убедительными, вы сами должны быть в этом убеждены. А убеждения - это не только интеллектуальный продукт; убеждения - это всенепременно опыт жизни. Если ваши богословские знания останутся лишь на интеллектуальном уровне, то впоследствии они деформируются, исчезнут, потому что человек стареет и знания уходят. А если богословские знания станут частью вашей природы, то они будет сопровождать всех вас до конца жизни, а как же это важно, особенно для священнослужителей!"

"Есть такое совершенно для меня непонятное слово "выгорание". Один владыка как-то сказал мне: Вы знаете, ко мне обратился священник, который переживает процесс выгорания. Я говорю: Вы его либо в монастырь пошлите на тяжелые послушания, либо благословите в мир идти. Среди нашей братии выгорать никто не может - только возгорать, возгорать и возгорать! А если выгорает человек, значит, что-то очень неправильное в нем происходит. Значит, он не понимает, к чему призван, ради чего живет, ради чего учился; не понимает смысла тех слов и той проповеди, которую он несет миру страдающему, больному, переживающему огромные кризисы. И как хорошо это видно сейчас, в XXI веке: кризис в экономике, кризисы в политике, кризис в культуре! Вообще, эпоха кризисов, но люди, изучающие в этой школе греческий язык, знают, что в прямом переводе на русский слово "кризис" означает "суд". Время кризиса - это время суда, и мы, люди православные, должны это понимать и не поддаваться упадническим настроениям, тем более ставить под сомнение свою веру. Опираясь на веру, мы должны встречать и преодолевать непростые вызовы нынешнего века в личной, общественной и государственной жизни, благо что и государственные мужи у нас верят в Бога и являются членами нашей Русской Православной Церкви. Все это придает дополнительные силы и дает возможность не только каждому из нас, но и всему нашему Отечеству преодолевать искушения и вызовы нынешней эпохи. Я говорю это здесь, с особенным чувством обращаясь к студентам, потому что вы будете нести слово Божие в течение большей части XXI века, когда никого из нас уже не будет. И как важно, чтобы вы сохранили слова, которые я сегодня обратил к вам, и то настроение душевное и духовное, которое вы здесь, в этих стенах, переживаете, но, самое главное, непоколебимую веру в правоту нашего дела. Да не смущается сердце ваше (Ин. 14:1), уповайте на Господа, и тогда все в вашей жизни будет радостным и счастливым в духовном смысле этого слова. Призываю благословение Божие на Санкт-Петербургские духовные семинарию и академию, которые очень и очень близки мне и по учебе, и по работе в качестве ректора. Да и вообще моя духовная связь с этим святым местом никогда не прерывалась, и я прошу Господа, чтобы Он ниспослал благословение на всех вас, мои дорогие, укрепил в вере, единомыслии, чистоте, в способности пронести веру Христову через непростые обстоятельства того времени, в которое Господь вас призвал совершать служение Церкви", - завершил проповедь Патриарх Кирилл.
Храму были подарены образ Владимирской Божией Матери и книги, посвященные Поместному Собору 1917-1918 года и церковному зодчеству.

За усердное служение Святой Церкви и в связи с юбилейными датами награждены архиереи: в связи с 75-летием митрополит Новгородский и Старорусский Лев - орденом преподобного Сергия Радонежского I степени, в связи с 70-летием и 30-летием архиерейской хиротонии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин - орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени. В связи с 40-летием служения в сане пресвитера протоиерей Геннадий Зверев награжден орденом благоверного великого князя Александра Невского II степени.

К 75-летию возрождения духовной академии награждены ее преподаватели: в связи с 80-летием протоиерей Владимир Мустафин - орденом благоверного князя Даниила Московского I степени; орденом святителя Макария III степени - в связи с 60-летием протоиерей Георгий Шмид, в связи с 50-летием протоиерей Димитрий Юревич и иерей Димитрий Лушников. Проректор по культуре СПбДА, декан факультета церковных искусств Елена Гундяева награждена орденом благоверного великого князя Александра Невского III степени. Патриаршей грамотой отмечена заведующая канцелярией СПбДА Ольга Пономарева.

Богослужение транслировали телеканал "Союз" и сайт Московской Патриархии.

Апостол Иоанн Богослов был особенно любим Спасителем за жертвенную преданность и девственную чистоту. Апостол не расставался с Христом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к себе. Во время Тайной вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Иисуса, просил назвать имя предателя. Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути. У Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней слова распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин.19:26-27). С того времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Богородице, служил Ей до Ее Успения, не отлучаясь из Иерусалима. После Ее Успения он по выпавшему ему жребию направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия.

ИА "Вода живая",
21.05.22

Видео: Божественная литургия в храме СПбДА

Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии

191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб.Обводного канала, д.17

Упоминания в новостях

Все новости