"Сила поста и молитвы"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Александро-Свирском монастыре
В Неделю 10-ю по Пятидесятнице, памяти преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, 21 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Александро-Свирском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили епископы Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Тихвинского епархиального управления иеромонах Николай (Бестужев), братия обители, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Среди молящихся был Илья Дмитренко, глава Лодейнопольского района.


"Святая Церковь для назидания предложила нам сегодня отрывок из Евангелия о том, как после Преображения на горе Фавор Господь с тремя учениками спустились с горы, где оставались другие ученики, - сказал владыка в проповеди. - Там они увидели толпу, собравшуюся вокруг бесноватого. Отец привел больного сына и попросил учеников Иисуса исцелить его. У них не получилось: Господь давал им силу изгонять бесов, но в данном случае ее оказалось недостаточно. Тогда отец юноши попросил Спасителя и исцелить сына. Господь запретил диаволу, и тот вышел из больного. Ученики потом спросили Иисуса, почему им это не удалось сделать. Он ответил: "По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17:19-21). Почему Церковь призывает строго соблюдать пост? Бесы боятся поста, это главное наше оружие против них. Многие люди не постятся и остаются безоружными против бесов. Некоторые самовольно ослабляют себе ограничения. Например, в Успенский пост рыбу положено вкушать только на Преображение Господне, а многие думают: "Подумаешь - рыба, это же не страшно!" И едят. Ослабляя пост, мы показываем свою слабость. Диавол боится поста и внушает людям, чтобы они его ослабляли и даже оставляли. И большинство людей так и делают. А постящиеся имеют оружие против диавола - основной силы, которая нам противоборствует в деле спасения".

"Господь указал еще на одну силу - молитву, - продолжил архипастырь. - Это главное, на что мы должны обращать внимание. Посты у нас бывают не каждый день, а молитва должна быть постоянной - как говорил апостол Павел, "непрестанно молитесь" (1 Фес. 5:17). Молитва тоже разоружает диавола, без нее мы бессильны перед ним. Надо приучать себя к простым молитвам - в первую очередь, к Иисусовой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного". Она простая, и ее надо читать. Молитва мытаря тоже простая: "Боже, милостив буди мне, грешному". Бесы боятся молитвы "Отче наш", поскольку ее дал нам сам Господь. Каждый человек должен знать ее наизусть и читать. Молиться нужно не только за себя, но и за других, в первую очередь - за усопших родственников. Они нуждаются в этом, надеются только на нас, поэтому надо каждое утро поминать их. Хорошо за усопших подавать милостыню, это полезно для них. Нужно молиться также за болящих, скорбящих, унывающих - поддерживать их. Вообще молиться надо по всякому случаю - и когда тяжело, и когда легко, радостно. Молитва будет услышана, когда идет от смиренного, чистого сердца. И тогда мы ощущаем мир, радость, спокойствие. К молитве надо приучать, понуждать себя. Пришел воскресный день - надо не дома сидеть, а идти в храм на встречу с воскресшим Господом. Он нас всегда ждет, себя отдает нам здесь. Причащайтесь, укрепляйтесь духом! Сейчас храмов много, мы должны укрепляться общественной молитвой, литургией".

"Молитва - это то, что связывает нас с Богом словно цепью, причем золотой: мы все время с Ним. Связь должна быть всегда. Все мы понимаем, что такое "нет связи" - например, телефонной: нас не слышат, мы не слышим. А нам важно слышать Бога. Он понимает, что мы - грешники, но хотим спастись. И грешников слушает: многие из них спаслись и стали святыми! Господь видит, как мы карабкаемся, хотим стать лучше, чище, и в ответ на эту решимость подает благодать и укрепляет нас. Время поста для нас - как поле: его надо засеять молитвой. Вера, пост и молитва приносят хороший урожай Богу. И для мирян, и для монашествующих это необходимо: мы все идем к одной вершине. Эта вершина - святость, Царствие Небесное. Монахи идут к этой вершине прямой тропинкой, а миряне - как по серпантину. Но придем все в одну точку. Монахи - потому что они смиренные, нестяжательные, послушливые. Миряне всю жизнь обременены разными вещами и делами, а придут к Богу тоже с пустыми руками - в могилу мы ничего с собой не возьмем. Стоит ли столько времени уделять мирским делам? В монастыре все построено на обязательном послушании: оно рождает смирение. Монах все время творит Иисусову молитву - это делает его смиренным. Гордые не молятся. Если человек гордый, благодати у него не будет. Надо с поля своего сердца убирать гордость, тщеславие - это как валуны, камни, мешающие распахать поле. Надо рыхлить душу, как землю, чтобы она была смиренной: тогда на нее благодать обильно проливается. Поэтому и монашествующим, и мирянам надо работать над душой: это главное, что Бог дал человеку. Мы похожи на животных, отличаемся только тем, что у нас есть бессмертная душа. Этот дар Божий нужно сберечь. Многие губят его и уходят в вечность погибающими. Раз мы в Бога уверовали, должны заботиться о душе и помнить, что спасение даровано нам ценой крови и страданий Спасителя. Вот какой ценой нас Господь спас, а мы не хотим потрудиться и понести крест. Раз Христос, Божия Матерь, святые несли кресты - их путь не был розами усеян, значит, и мы должны нести. Как процвела северная земля наша, когда на востоке и юге мусульмане разгромили монастыри! Множество обителей появилось здесь, на севере. В каждой области было столько монастырей, подвижников! Как они все это строили? И сейчас-то, когда столько техники, строить трудно, а тогда ведь ничего не было, только ручной труд. Но умудрялись здесь жить, спасаться и оставили нам великолепные обители. Когда мы молимся Божией Матери, святым, они просят за нас Бога. Поэтому если пришли в обитель к преподобному Александру Свирскому - помолитесь ему, и он за вас помолится Святой Троице", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Обители были подарены собрания проповедей Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

Владыке Мстиславу была преподнесена панагия. Наместнику игумену Антонию (Гутнику) передан наперсный крест.

Владыка Мстислав подарил митрополиту Варсонофию крест и панагию с изображением преподобного Сергия Радонежского.

Александро-Свирский монастырь находится в 21 км от Лодейного Поля на берегу Рощинского озера. Основан святым Александром Свирским в конце XV века. В 1918 год был разграблен чекистами, настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян. В годы советской власти обитель использовали под исправительно-трудовой лагерь Свирьлаг, детский и инвалидный дома, психбольницу. Bосстановление святыни началось в 1997 году.

ИА "Вода живая",
21.08.22

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

187729 Ленинградская обл., Лодейнопольский р-он, дер. Старая Слобода

Упоминания в новостях

Все новости