Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Иоанновском монастыре

В праздник Тихвинской иконы Божией Матери, 9 июля, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Иоанновском монастыре

Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, епископ Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Святейшего Патриарха архимандрит Алексий (Туриков), протоиереи Святослав Мельник, Александр Сорокин, Алексий Скляров, Никита Зверев, Олег Гаврилов, иеромонах Даниил (Михалев), клирики обители и другие священнослужители.

Среди молящихся были настоятельница игумения Людмила (Волошина) с сестрами, игумении София (Силина) и Илариона (Феоктистова), губернатор Александр Беглов, депутат Госдумы Михаил Романов, начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов и другие представители органов власти.

Пел хор монастыря под управлением монахини Евфросинии (Сысоевой).

За усердное служение Святой Церкви и в связи со знаменательной датой со дня рождения игумения Людмила (Волошина) была удостоена права ношения наперсного креста с украшениями. Также были награждены клирики и насельники ставропигиальных монастырей Санкт-Петербурга: настоятель Успенского подворья Оптиной пустыни иеромонах Даниил (Михалев), протоиереи Олег Гаврилов, Сергий Петряшов, Аркадий Северюхин - правом ношения палицы, иереи Александр Назин и Алексий Заруцкий - правом ношения наперсного креста золотого цвета, диакон Георгий Козлитин - правом служения с двойным орарем.

Игумения Людмила (Волошина) поблагодарила Патриарха Кирилла за совместную молитву, внимание, высокие церковные награды и подарила ему икону праведного Иоанна Кронштадтского.


"Благодарю вас, матушка игумения, за добрые слова и изображение отца Иоанна Кронштадтского, которого с детства почитаю. Я уже неоднократно рассказывал, что в детстве приходил сюда с мамой помолиться у стенки, потому что в храм не пускали, да и храм был осквернен. И это детские воспоминания сыграли в моей жизни важную роль - может быть, и чрез эти молитвы Господь укрепил меня в мысли стать на путь служения. Поэтому посещение этой обители всегда воскрешает в памяти очень светлые, важные события моей жизни", - сказал Патриарх Кирилл.

Первоиерарх преподнес в дар обители икону равноапостольных Кирилла и Мефодия, а каждой насельнице - сборник своих текстов "Во всю землю изыде вещание" и обратился к молящимся с проповедью.


"Сегодня мы слышали повествование (Мф. 8:28-9:1), которое светские исследователи и атеистические критики Нового Завета часто воспринимали как некую несуразицу и по этому поводу всячески злорадствовали, - сказал Патриарх Кирилл. - Никто из них не ставил перед собой серьезный вопрос: что же в действительности означает это повествование об изгнании бесов из человека и вселении их в животных? А ведь речь шла о спасении человека, одержимого бесами. И важность этого повествования прежде всего в том, что Господь нам говорит со всей определенностью: бесы существуют. О Боге философы еще как-то размышляют, но уж бесов никак не признают. По всей вероятности, это самая великая победа диавола: он убедил людей в том, что его не существует. А сегодняшнее Евангелие утверждает: существует, да еще как существует! И только по милости Божией были изгнаны страшные бесы из обычного человека, который лишился способности жить рядом с остальными людьми. Что же с ним произошло? Я хотел бы охарактеризовать это очень современными словами: он находился под внешним управлением. Сегодня все знают, что такое внешнее управление: это когда сильные управляют слабыми. Если у кого-то не хватает компетенций, знаний, денег, то появляется некто, кто будет им управлять. Это бывает на уровне национальных экономик, на уровне мировой экономики, и не только экономики, но и политики, когда сильный приглашается управлять слабыми. И внешнее управление приводит к разным последствиям, но не будем углубляться в эту несвойственную для проповеди тему и обратимся к духовной составляющей повествования, которое мы сегодня слышали. Господь изгоняет бесов, обладающих реальной силой; Евангелие свидетельствует о том, что бесовская сила не только существует, но и способна катастрофически влиять на поведение человека, его разум, волю, чувства. И если так было во времена Нового Завета, то кто может утверждать, что сегодня этого не существует? Разве не осуществляется и сегодня внешнее управление по отношению к сознанию человека? Для этого используются мощные средства, каждый может их перечислить: и псевдоискусство, и псевдонаука, и многое иное, что сегодня используется для того, чтобы убедить человека в том, что Бога нет и никаких бесов нет. И это самое важное для беса, чтобы управлять людьми, - чтобы никому в голову не пришло, что он под внешним управлением. Несчастный не может понять, что в его жизни происходит - неудача за неудачей, ошибка за ошибкой. Он начинает путаться, искать причинно-следственные связи - но ничего не получается. Вроде из семьи хорошей, образование хорошее, коллеги неплохие - а все в жизни не ладится.... Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о том, что существует внешнее управление людьми, в том числе со стороны темной силы. Представляю, как сейчас отреагируют на мои слова те, кто находится под воздействием темной силы. Но мы готовы к этой критике, потому что за нами слово Божие - самая великая сила".

"Какие же выводы мы с вами, мои дорогие, должны сделать из сегодняшнего повествования? - продолжил Предстоятель. - Ни при каких обстоятельствах не отдавать душу свою тому, кто может получить над нами внешнее управление. А какими средствами это достигается? Соблазнами. Один человек соблазняется деньгами и ничего другого не видит в жизни, как только деньги зарабатывать. Неважно какими средствами - главное иметь как можно больше иметь средств, все остальное вторично. Иногда такие люди приводят высокие аргументы, связанные, например, с необходимостью развивать экономику, но в конце концов все оборачивается тем, что человек попадает во власть денег и ради них готов пойти даже на преступление. А разве мало сегодня экономических преступлений? Но ведь человека закабаляют и мысли, и стереотипы поведения - на это работает огромная индустрия, особенно через средства массовой информации. Наша благословенная страна еще как-то оберегает себя, да и то не в полной мере. А что же творится в мире! Все эти стереотипы поведения, стереотипы мысли, некие модели поведения формируются через средства массовой информации, через кинематограф, через телевидение, когда последние оказываются под контролем той самой бесовской силы, которая вселилась в свиней. Поэтому наша брань, как говорит апостол Павел, не против плоти и крови, но против властей, против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). И что же нам делать, чтобы не попасть в рабство? В первую очередь, крепко хранить веру, потому что слово Божие - это критерий истины. Именно отталкиваясь от слова Божия, каждый человек может ответить на самые сложные жизненные вопросы, сказав: это хорошо, а это плохо. И мы устоим, покуда будет в нашем сознании, в нашем сердце этот критерий, Божие слово и молитва наша ко Господу. Ведь что означает молитва? Молитва - это просьба Господу ограничить нашу свободу. Мы просим Его: сделай так. А это значит, Господь должен вторгнуться в нашу жизнь, в каком-то смысле ограничить нашу свободу и сделать так, чтобы мы поступили по Его воле. Молитва - это и есть передача своей воли, своей свободы в руки Божии. И когда мы совершаем такую трансформацию своих мыслей, своего поведения, когда Господь действительно становится управителем нашей жизни, она становится другой. То, что еще вчера казалось важным, ради чего нужно было бороться и ломать копья, сегодня, когда человек обретает мудрость во Христе, он измеряет с высоты обретенного духовного опыта и взирает на повседневность совершенно другими глазами, предотвращая в своей духовной жизни искушения и, как следствие, грехопадение".

"Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о том, что бесовская сила может вторгаться в жизнь человека и управлять его поведением, но одновременно это повествование помогает нам понять, что мы должны делать, чтобы эта сила никогда нами не управляла. Мы должны верить в Бога - искренне, сердечно. Мы должны призывать Его в молитве, особенно когда мы стоим перед выбором. Мы должны стать людьми действительно религиозными, а слово "религия", как известно, означает связь человека с Богом. Так вот, если будет эта связь, если будет замкнута цепь, соединяющая человека с Богом, с высочайшей мудростью Божественной, то у человека вырастают крылья и он обретает способность преодолевать скорби, коллизии, проблемы повседневной жизни. Всему этому мы научены через повествование об изгнании бесов, и дай Бог, чтобы никакая бесовщина не овладевала ни нашим умом, ни нашим сердцем, ни нашей волей. Знаем, что в истории нашего народа были такие страшные моменты, когда народ впадал в безумие. Об этом мы читаем в исторических текстах, написанных свидетелями революции. Действительно, люди словно с цепи сорвались, разрушили все, что только могли разрушить. В первую очередь веру, затем государство, нравственность, мораль, семейные отношения… С каким трудом потом пришлось все это восстанавливать! И, конечно, Господь милость Свою приклонил к России, так что ныне мы преодолели страшные последствия прошлого века и перед нами открывается перспектива движения и вверх, к Богу, и вперед, по пути улучшения человеческого бытия. Итак, наученные сегодняшним словом Божиим, мы должны дать такой ответ: не поддаваться бесовскому наваждению, которое может являться в идеях, в философии, в кинематографе, в разного рода других инструментах воздействия на человеческий разум, человеческую психику. Мы должны защищать свой внутренний суверенитет от порабощения диаволом. Но никакими мыслями и даже никакими усилиями воли со всем этим не справишься - очень важно жить в Церкви, причащаться Святых Христовых Таин, исповедовать перед Господом свои грехи и, конечно, совершать дела милосердия, то есть жить так, как нам Господь велит. И тогда вокруг нас возникнет эта мощная духовная броня, способная оградить нас от всякого диавольского искушения. Да помогает всем нам Господь укрепляться в вере, благочестии, мудрости, чистоте, жить по заповедям Божиим, насколько это в наших силах. Но самое главное - хранить веру православную, через которую мы в молитве соединяемся с Господом. И если будет так, то у России замечательное будущее. Мы надеемся на это, мы молимся Господу и просим, чтобы Его благодатью укрепился народ наш, Отечество наше и каждый, кто с верой и надеждой обращает к Спасителю свою молитву. Храни вас всех Господь!" - завершил проповедь Святейший Патриарх Кирилл.

Верующим рaздали иконки чудотворного образа Спаса Нерукотворного, хранящегося в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга с благословением Святейшего Патриарха Кирилла на обороте.

Богослужение транслировали ТК "Союз", "Спас" и портал Патриархия.ru.

Тихвинский образ Божией Матери особо почитается в России наряду с Владимирской и Казанской иконами. В рукописных "Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери" ее появление датируется 1383 годом. Она, "шествуя по воздуху" из одного селения в другое, являлась жителям новгородских земель, пока не достигла берега реки Тихвинки. В 1515 году на этом месте был построен Успенский собор, в 1560-м основан монастырь. Во время Великой Отечественной войны образ попал в американскую зону оккупации Германии и впоследствии был перевезен в Свято-Троицкий собор Чикаго. В 2004 году икона была торжественно возвращена на историческое место в Тихвинский Успенско-Богородичный монастырь.

Иоанновский монастырь был заложен в 1900 году святым Иоанном Кронштадтским в честь преподобного Иоанна Рыльского, его небесного покровителя. Изначально он был задуман как подворье Иоанно-Богословского монастыря в селе Суре Архангельской губернии, на родине батюшки, но уже к 1902 году отец Иоанн стал хлопотать о придании обители самостоятельного статуса. Здание построили в 1902 году по проекту Николая Никонова. Настоятельницей обители стала духовная дочь пастыря игумения Ангелина (Сергеева). В подвальном этаже был устроен храм-усыпальница, где по завещанию батюшки он был похоронен. К 1917 году в монастыре проживало 350 сестер, оказывалась помощь нуждающимся, действовал приют для сирот. Во время Первой мировой войны сестры открыли лазарет для раненых. Обитель закрыли в 1923 году, имущество разграбили. В 1989-м началось ее возрождение. 13 июля 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил верхний храм. В 1992-м монастырь стал ставропигиальным.

ИА "Вода живая",
09.07.23

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

197022 г. Санкт-Петербург, наб. р. Карповки, д.45. Тел.: 234-24-27.

Упоминания в новостях

Все новости