Митрополит Варсонофий посетил Иудейскую пустыню и святыни Вифании

В третий день пребывания на Святой земле, 17 сентября, паломники во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием посетили Иудейскую пустыню и святыни Вифании.

Петербуржцы пешком дошли до греческого монастыря преподобного Георгия Хозевита, преодолев примерно полкилометра пути по Иудейской пустыне. Они приложились к мощам святого, к чудотворной Хозевитской иконе Божией Матери и образу праведной Анны с частицей не мощей, посетили пещеру пророка Илии, где он прятался от нечестивой царицы Иезавели - здесь были пропеты тропарь и величание пророку Илии.

Начало монашества в этих местах относится к IV веку. Возле пещеры, где, по преданию, пророк Илия скрывался от гнева нечестивого царя Ахава и царицы Иезавели, поселились пятеро сирийских монахов. Они образовали лавру - монастырь с особым уставом. История обители связана с Иоанном Хозевитом и Георгием Хозевитом. При последнем монастырь достиг расцвета и впоследствии был назван в его честь. В VII веке обитель разрушили персы, было убито четырнадцать насельников. Восстанавливаться монастырь стал в конце XIX века. В его возрождение внесли вклад русские императоры.

Здесь покоятся мощи румынского монаха Иоанна (Якоба). Он жил в монастыре святого Георгия Хозевита в середине XX века и подвизался в пещере, где, по преданию, молился о даровании ребенка святой Иоаким, отец Богородицы. В 1992 году он был прославлен Русской Православной Церковью как преподобный Иоанн Румын, а в 2016-м причислен к лику святых Иерусалимским Патриархатом. Его мощи покоятся рядом с мощами святых Иоанна и Георгия Хозевита. Поэтому монастырь - одно из популярных мест паломничества православных румын.

Хозевитская икона Божией Матери известна чудом, благодаря которому в монастырь Георгия Хозевита стали допускать женщин, изначально это было запрещено. Благочестивая христианка молила Богородицу об исцелении от болезни, и Пречистая Дева повелела ей идти в обитель и приложиться к Ее образу. Но монах-привратник не пустил женщину. Она осталась у ворот и начала плакать, а в это время Богородица на иконе отвернулась от молящихся игумена и братии. Настоятель спросил у братии, кто согрешил, и привратник вспомнил о женщине у ворот монастыря. Ее позвали, позволили приложиться к образу Богоматери и получить обещанное исцеление.

После монастыря преподобного Георгия петербуржцы отправились в Гостиницу доброго самаритянина. На древней Иерихонской дороге, на половине пути из Иерихона в Иерусалим есть место, которое в древности служило постоялым двором и которое ассоциируется с притчей о добром самарянине.

В ранневизантийский период на этом месте, по-видимому, находились укрепления, возведенные вокруг постоялого двора. Здесь христианским паломникам предоставлялись комнаты и вода. Также здесь была построена церковь. Фундамент этого византийского храма был обнаружен в 1934 году во времена Британского мандата над Палестиной. Пол церкви когда-то был украшен красивой мозаикой с геометрическими узорами, которые в значительной степени были утрачены - паломники и туристы буквально растащили мозаику по кусочкам. Однако по ранним сохранившимся фотографиям она была воссоздана, а в 2010 году на месте гостиницы был открыт музей мозаики, который петербургские паломники имели возможность посетить.

На месте, где раньше стоял храм, протодиакон Андрей Левин прочитал из Евангелия от Луки отрывок с рассказом Христа о добром самаритянине (Лк. 10:30-37). В специально оборудованной под кинозал пещере паломникам показали небольшой фильм с рассказом об истории этого места.

После этого группа из Санкт-Петербурга отправилась в лавру преподобного Евфимия Великого - разрушенный мужской монастырь на Западном берегу реки Иордан.

Евфимий Великий родился в знатной семье в Малой Армении, в городе Мелитена. Молодым Евфимий принял монашеский постриг, сан священника и возглавил управление несколькими окрестными монастырями. Но иеромонах тяготился высоким положением. На тридцатом году своей жизни Евфимий совершил паломничество на Святую землю. Он отправился в Фаранскую лавру в нескольких километрах от Иерусалима, в Иудейской пустыне. Евфимий стал жить отшельником в пустой хижине неподалеку от обители. Вскоре у него появился единомышленник - преподобный Феоктист. Рядом с отшельниками селились ученики, и вскоре в горах образовался монастырь. Феоктист стал игуменом, а Евфимий - духовником обители. Преподобный Евфимий искал новые места для уединения, но везде вокруг него собирались ученики и образовывались новые монастыри. Последняя лавра, основанная преподобным Евфимием, была образована в 428 году в устье ущелья Мукелик. Эта лавра и стала носить его имя. Позже монастырь был разрушен. В XX веке на территории лавры велись раскопки. В настоящее время на месте монастыря находятся развалины.

Паломники пропели тропарь и величание преподобному Евфимию, а затем отправились посмотреть на грандиозное для своего времени инженерное сооружение - огромный подземный резервуар, собиравший дождевые осадки и дающий воду монастырю и окрестным селениям в течение всего года.

Потом паломники поехали в Вифанию, где посетили русскую школу-интернат для арабских девочек. Школа была открыта в 1937 году при Вифанской монашеской общине Воскресения Христова Русской Православной Церкви Заграницей на территории участка, приобретенного Русской духовной миссией в Иерусалиме еще в 1909 году. В школе изучался Закон Божий, Священная история Ветхого и Нового Завета, история Церкви - школа изначально принимала только девочек-христианок, но в 1980-е годы ситуация изменилась: христиан с каждым годом становится все меньше, и теперь большая часть учениц - мусульманки. Сейчас здесь преподается общеобразовательная программа Палестины с углубленным изучением арабского, английского и русского языков. Местные арабы-мусульмане с большой охотой отдают дочерей в христианскую школу, так как уровень образования в ней выше, чем в обычных палестинских школах. Сегодня в школе обучаются более 400 девочек от 4 до 16 лет, из них только 15 - православные.

На территории школы находится каменная плита, на которой по-гречески выбита надпись: "Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении из мертвых. Господь…" - дальше надпись обрывается. Плита была найдена в 1934 году, и на месте ее обретения была воздвигнута часовня святой Марфы. Паломники приложились к плите, а протодиакон Андрей Левин прочитал из Евангелия от Иоанна отрывок, рассказывающий о встрече Марфы и Марии с Господом, когда тот шел в Вифанию ко гробу их брата Лазаря и возвестил Марфе весть о воскресении мертвых (Ин.11:20-30).

Паломники побывали в храме святого праведного Лазаря Четверодневного при школе, где пропели тропарь Марфе и Марии Вифинским.

Потом группа отправилась к гробнице, где четыре дня находилось тело умершего Лазаря. Протодиакон Андрей Левин прочитал отрывок из Евангелия, повествующий о воскрешении праведника Спасителем (Ин. 11:1-46). Гробница представляет собой квадратную пещеру в скале, в ее стене есть углубление - ложе праведного Лазаря. В разное время здесь существовали часовня, византийская базилика, католический женский монастырь и мечеть. Сегодня территория принадлежит францисканцам, а Православная Церковь владеет частью северной стены средневековой бенедиктинской часовни при гробнице Лазаря.

По возвращении паломников в Горненский монастырь митрополит Варсонофий провел встречу с настоятельницей обители игуменией Екатериной (Чернышевой).

Фото Николая Клейменова
ИА "Вода живая",
17.09.23