Пел мужской хор СПбДА под управлением Петра Белокрылова.
"Православный Санкт-Петербург торжественно отмечает сегодня день кончины своего небесного покровителя - святого благоверного великого князя Александра Невского, - сказал владыка в проповеди. - Ему пришлось жить в трудное время, в тринадцатом веке. Тяжелейшие испытания пришли тогда на Святую Русь. Нам трудно себе представить то время, про которое мы читаем в трудах историков, а сколько историков - столько мнений. Но очевидно то, что на Русь пришла беда, которую не ждали: пришло татаро-монгольское иго, которое на четверть тысячелетия остановило развитие Отечества. Александру Невскому было семнадцать лет, когда полчища монгольские вторглись в пределы Святой Руси. Они до этого покорили Китай - а это великая древняя цивилизация, - Индию и пришли на Русь. Шли они в Европу, по пути захватили земли волжских болгар, мордвы, чувашей и пошли на Рязань. Походы они совершали в основном в зимнее время, когда можно передвигаться по льду, ведь мостов тогда не было. А полчища были несметные - одни историки говорят, пятьсот тысяч, другие - триста, но ясно, что огромное количество воинственных кочевников прибыло в русские пределы. Наши города были тогда небольшими - максимум пятьдесят тысяч жителей насчитывалось в Рязани, Владимире. Действующей армии не было - у каждого князя была дружина, человек триста-четыреста, они в основном следили за порядком в городе. Когда начиналась война, армию набирали из ополченцев. Они были вооружены топорами, косами, копья и мечи в руках держать не умели. Население Руси в то время было всего-навсего двенадцать миллионов человек. Татары, взяв Рязань, разорили ее полностью, сожгли все, что можно сжечь, двинулись в сторону Москвы, это был маленький городок, они легко его прошли и устремились во Владимир. Несмотря на то, что город был большой, его постигла та же участь - осада длилась не больше недели. Кто мог идти, тех уводили в плен, кто не мог - тех убивали на месте. Оставшихся облагали данью - они должны были отдавать в Золотую орду десять процентов имущества".
"Затем монголы двинулись на запад, прошли Тверь и приблизились к окраинам Новгородской земли, где княжил Александр Невский, - продолжил архипастырь. - Но сил у них не хватило, уже началась весенняя распутица, и было принято решение повернуть на юг. Затем пришли к Козельску, встретили сильное сопротивление. Летом были взяты Киев, Чернигов, опустошены южные области, хотя они и подошли к Венгрии, Чехии, но Европу захватить уже не смогли. Александр Невский все это видел, он понимал, что его дружина с этой силой не справилась бы. Как мог, он оградил Русь с запада, разбил шведов, немцев, а с татарами нужно было прибегнуть к дипломатии. Князь стал ездить в Золотую орду, способствовал образованию там православной епархии, чтобы наших пленников могли окормлять священники. Он успешно проводил переговоры - это помогало ограничивать набеги татар на Русь, добивался от других князей, чтобы все исправно платили им дань. И так сумел сохранить наши земли, нашу веру. Церковь тогда была объединяющей силой - княжества были разобщены, каждый получал свой ярлык, а митрополит получал один ярлык на всю Церковь. Церковь была едина, и это помогало людям чувствовать себя единым русским народом. Южные земли, как мы уже говорили, были опустошены, и русские люди стали устремляться на север. Родители преподобного Сергия Радонежского, например, жили под Ярославлем, а потом переселились в северные края. В четырнадцатом веке святой основал на севере десятки монастырей, которые стали оплотом российской государственности и Церкви. Постепенно Русская Церковь благодаря преподобному Сергию Радонежскому, благоверному князю Димитрию Донскому продолжала дело святого Александра Невского, укрепляла народ в служении Отечеству".
"Сам Александр Невский руководствовался в жизни Евангелием. Он прекрасно знал Слово Божие, историю Церкви, латинский язык - тогда он был международным, как сейчас английский. Ему было известно, что крестоносцы творят в Константинополе: они пошли "освобождать от мусульман" Святую землю, а на самом деле разрушали и грабили православные города. Поэтому князь никогда не ждал ничего хорошего от Запада, а надежду возлагал исключительно на Бога. А что говорит Господь? "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" (Ин. 13:34). Вот чего не хватало в нашем полуязыческом мире - любви! "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13). Самоотверженное служение Богу, Церкви, людям снискали любовь и уважение к Александру Невскому на Святой Руси. Были у него и противники, но большинство его поддерживало, и он, как мог, ограждал русских людей от тягот, которые приходили на их землю. Чему может научить нас житие святого Александра Невского? Чувство патриотизма мы должны воспитывать в детях, прививать им любовь к Родине. Мы должны радоваться, что наши предки оставили нам такое наследие. Но сейчас Господь послал нам испытание: наши бойцы несут служение в зоне боевых действий, нуждаются в нашей поддержке - молитвенной, материальной, духовной. Нужно проявлять такой же патриотизм, как проявляли наши предки в прошлые века. Мы должны помогать Отечеству отстоять свою независимость от западного мира, который пытается навязать нам свои "ценности". А наши ценности - православные, основаны на Библии, на Слове Божием. Будем хранить их и молиться святому Александру Невскому, чтобы он укрепил, помог достойно противостоять агрессорам, выдержать испытания и стать лучше", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
"У нас сегодня большой праздник - мы вспоминаем успение великого князя Александра Невского, - сказал в ответном слове епископ Вениамин. - С тех пор прошло семьсот шестьдесят лет, это огромный отрезок времени, но почему мы продолжаем перелистывать страницы истории и вновь обращаться к личности Александра Невского? Мы видим в нем те качества, которые сейчас необходимы нам для жизни: это жертвенная любовь, крепость веры, преданность своему Отечеству, патриотизм, благодаря которому наше государство сохранило свое единство, свою нацию. Говоря о нем, мы говорим о нас, потому что он остается для нас символом, идеалом". Наместник поблагодарил владыку и подарил букет цветов.
Двухэтажная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого Александра Невского - первое каменное сооружение лавры, один из сохранившихся памятников петербургской архитектуры начала XVIII века. Верхний храм освящен в честь святого Александра Невского 12 сентября 1724 года, нижний - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1725-го. Здесь же была устроена усыпальница членов царской семьи и именитых вельмож. Первое захоронение состоялось в 1723 году - здесь была похоронена вдовствующая царица Прасковья Федоровна, вдова старшего брата Петра I царя Иоанна V Алексеевича. Громким событием стали похороны генералиссимуса Александра Суворова 19 мая 1800 года. В церкви регулярно совершались богослужения, которые прекратились только после ее закрытия в 1933 году. В 1948-1949 годах оба этажа храма занял Музей городской скульптуры. После ремонтных работ 15 мая 1950 года церковь открылась для посетителей музея. Верхний Александро-Невский храм был возвращен лавре в январе 2021 года, нижний Благовещенский - в августе 2023-го.
ИА "Вода живая",
06.12.23