Его Высокопреосвященству сослужили епископы Кронштадтский Вениамин, Выборгский и Приозерский Варнава, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, благочинные округов епархии, клир собора, духовенство митрополии.
Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
Митрополит огласил патриаршее послание по случаю празднования 1700-летия I Вселенского Собора и обратился к верующим с архипастырским словом.
"В 325 году началась долгая, насыщенная событиями и судьбоносными решениями эпоха Вселенских Соборов, - сказал владыка. - После треволнений внешних, связанных с преследованием веры Христовой со стороны языческой власти, главная опасность для Церкви стала исходить от врагов внутренних - еретиков, которые хотели расколоть Тело Церковное различными лжеучениями, претендуя на собственное, ошибочное понимание Божественной истины. В центре дискуссий Никейского и последующих Соборов стали фундаментальные богословские вопросы - божественности и человечества Господа нашего Иисуса Христа, Его природы и воли, почитания Богоматери и святых, поклонения святым иконам. То есть относящиеся к главному событию всей истории - Боговоплощению - а значит и того, на что оно повлияло - самого человека, его спасение и наследование им вечной жизни с Богом".
"Если Христос есть истинный Бог и истинный Человек, если Он не творение и единосущен Отцу, и вместе с тем воспринял Собой человеческую природу во всей ее полноте кроме греха, то и каждому человеку открывается возможность обожения, - продолжил вдадыка. - Всем нам известна формула святителя Афанасия Александрийского -"Бог пришел на землю и стал человеком, чтобы человека соделать богом". И победа никейского "единосущия" была первым ясным ответом - да, Христос есть Бог, а Воплощение есть действительное явление среди нас Сына Божия и откровение Самой Троицы. Впоследствии возникли новые вопросы и потребовались ответы, которые были даны уже на последующих Вселенских Соборах. Но собрание в Никее 1700 лет назад задало направление для последующих решений богословских споров, приведших к тому, что мы называем ортодоксией - то есть правильным исповеданием нашей веры".
"Мы сегодня с благодарностью вспоминаем тех, кто потрудился для утверждения православия, для определения его догматов - святых отцов I Вселенского Собора и равноапостольного царя Константина, который был его председателем. Мы вдохновляемся теми, для кого правое исповедание веры и ее защита стали целью жизни. Целью, ради которой они готовы были претерпевать и гонения, и лишения, свидетельствовать об Истине даже до самой смерти. Сегодня, как и всегда, нужно быть верными отеческим преданиям и догматам, хранить веру православную, переданную от лет древних нашими благочестивыми предшественниками. И не только хранить, как некую интеллектуальную реликвию - но свою веру знать, руководствоваться и жить в соответствии с ней. Как и тысячи лет назад, продолжают возникать ереси, расколы и нестроения, которые наносят раны Телу Христову и требуют врачевания. Это случается по причине подверженности человека греховным страстям, в первую очередь гордыни и зависти, когда вместо заповеданного Самим Господом стремления к единству и любви люди выбирают разделение и ненависть в угоду достижению преходящих земных целей, удовлетворению сиюминутных политических амбиций".
"Церковь наша есть Единая, Святая, Апостольская и Соборная. И последнее свойство - иначе кафоличность - это не количественный, а качественный показатель. Церковь объединяет тех, кто хранит целостность Ее истины, кто не отвергается от Ее догматов и канонов, от чистоты и нерушимости учения Христа. Поэтому сегодняшний день, и событие, которое мы молитвенно чтим является напоминанием - как важно хранить единство Церкви и содержащуюся в Ней Истину. Любые разделения, любые центробежные процессы, особенно в церковной среде - следствие гордыни и своеволия, когда вместо соборного "Мы", предпочитают говорить "Я". А где есть только "Я" не может быть любви, и соответственно, не может быть того, Кто есть Любовь - Бога. Мы должны являть в своей жизни - каждый на том месте, куда он определен Промыслом Божиим - единомыслие и любовь. Будь то наша митрополия, епархия, благочиния, монастыри, приходы, наши семьи. "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но, чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях" (1 Кор. 1,10) - пишет в послании к коринфянам апостол Павел. Если будем так жить и поступать, то и свидетельство наше о Христе для окружающего мира будет действенное и непоколебимое. А значит, милостью Божией, мы приблизимся к цели, достижение которой открылось нам через воплощение Господа Иисуса Христа, и которая является для всех нас первоочередной - наследование вечного спасения и стяжание Божественной благодати, единство с Тем, Кем мы "живем и движемся и существуем" (Деян. 17,28) - с нашим Спасителем и Богом", - завершил слово митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона Христа Спасителя.
За усердное служение Святой Церкви и в связи с юбилейными датами были награждены: матушка Тамара Пашкова, Галина Вайткус - медалью апостола Петра, Роман Кузьмин - митрополичьей грамотой.
Богослужение транслировалось на канале собора в YouTube.
Собор Казанской иконы Божией Матери был построен в 1811 году по проекту Андрея Воронихина для хранения чтимого списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери. После Отечественной войны 1812 года стал памятником русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Кутузов, помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. В 1932 году собор стал использоваться как Музей истории религии и атеизма, с 1991 года - действующий храм, несколько лет сосуществовавший с музейной экспозицией. С 2000 года - кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии.
ИА "Вода живая"
01.06.25


Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
