"Смирение и любовь"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Исаакиевском соборе
В канун Недели 30-й по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, 30 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Исаакиевском соборе.

Перед богослужением правящего архиерея встретили на крыльце собора учащиеся воскресной школы. Они подарили ему композицию из собственноручно изготовленных свечей.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер, ключарь протоиерей Роман Ковальский с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Пели хор собора под управлением Марии Сенчуровой и молодежный хор под руководством Ларисы Христич. 

Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.

"Святые отцы - это родственники Спасителя, его предки, которых было много, и все они перечислены в Евангелии - завтра в евангельском чтении мы услышим родословие Христа, - сказал владыка в проповеди. - Себя Господь называет Сыном Человеческим, будучи Сыном Божиим, рожденным предвечно от Бога. Мы даже не знаем, как это по-человечески понять, - Неизъяснимый, Неведомый, Непостижимый приходит на землю, где вроде бы и ждали Мессию, но выяснилось, что Он особо никому не нужен, в Вифлееме никто не ждал Его. А Вифлеем - это город царя Давида. Ко Христу часто обращались: "Иисусе, Сыне Давидов". Он происходил из рода царя Давида, из которого и должен был произойти Мессия. Имя "Иисус" означает "Бог спасает", поскольку цель Его миссии - спасение. Мы сейчас мысленно направляемся в Вифлеем, где будут происходить великие исторические события, которые положат начало нашему спасению. Человечество шло к этому долго, пять с половиной тысяч лет. Еще в раю наши предки Адам и Ева получили обетование, что "семя жены сотрет главу змия" (Быт. 3:15), то есть люди вернутся к Богу, будут с Ним общаться, любить Его, получать от Него благодать. Придет такое время, но когда - никто не знал. Жили в ожидании, и за это время допотопные люди так развратились, что только одна семья верила в избавление человека от диавола и возвращение общения с Богом. Господь через семейство Ноя спасает род человеческий, и жизнь на земле продолжается. Много обетований было дано Богом Аврааму, Иакову было видение, как Господь сойдет с небес по лестнице между небом и землей. Прообразом Христа был медный змий в Синайской пустыне (Чис. 21:4-9), который спасал людей, укушенных змеями. Господь показывает множество знамений, чудес ветхозаветным людям, открывает через пророков, что Он родится. Исаия за семьсот лет до Рождества Христова говорил: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7:14) - уже открыто было пророку, что Дева родит Спасителя. Пророк Михей указал, где родится Спаситель, пророк Даниил указал, через сколько лет Он родится. Многое Господь открыл через пророков".

"Когда Иисус пришел в Назаретскую синагогу, раскрыл книгу пророка Исаии и прочитал: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное" (Лк. 4:18-19), - продолжил архипастырь. - Иисус сказал, что это написано о Нем. Но жители Назарета не поверили, что Он - Сын Божий, и говорили: "Не Иосифов ли это сын?" (Лк. 4:22). Они выгнали Его из синагоги и чуть с горы не сбросили. А Господь говорит: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин. 5:39). И пророк Моисей писал о Нем, и царь Давид в псалмах описал все так, как будто сам стоял на Голгофе. Когда апостолы заходили для проповеди в синагоги, часто ссылались на Писание, убеждая иудеев, что Христос и есть Мессия. Господь во многих словах и образах был явлен в Ветхом Завете, мы это читаем, изучаем, особенно будущие священнослужители в семинариях. Христос оставил нам Евангелие, Церковь Свою, Свои Тело и Кровь. Нужно только жить, любить, исполнять волю Божию - и ждать Второго пришествия. Если ветхозаветное человечество ждало Первого пришествия Мессии, мы ждем Второго, а к нему должны готовиться. Ветхозаветные праведники ждали несколько столетий, а мы готовимся к Рождеству Христову всего сорок дней. Говорят, что Рождественский пост - длинный, ничего подобного: сорок дней - не так много. До конца поста осталась всего неделя, и давайте в эту неделю подражать ветхозаветным праведникам. Их гнали, убивали, распиливали пилой. Они спасались в пустынях и в пропастях земных. Такая у них была вера в Спасителя, они не отрекались от Него".

"И у нас должна быть такая вера, а она укрепляется только исполнением заповедей Божиих. Если не будем заповеди исполнять, вера угаснет. Ее нужно подкреплять делами: если мы в храм не ходим, какая у нас вера? Ее просто нет. Верующие - это люди церковные, кто исполняет заповеди Божии, ходит в храм, исповедуется, причащается. Чего ждет от нас, рабов греха, Господь? Чтобы мы в них покаялись. Пока не исцелимся от грехов, нам больше нечего принести Богу. Страсти, грехи преграждают Ему путь в наше сердце. Эти завалы надо разгребать, иначе Он не войдет в дом нашей души. Хотя бы в оставшуюся неделю до праздника надо работать над этим, в первую очередь - побороть гордость, превозношение. Господь, когда родился на земле, оставил на Небе Свое могущество и величие. Остался со смирением и любовью. И удивительно: этими двумя добродетелями победил весь мир. Оказывается, против смирения и любви ничто не устоит, никакая бесовская сила. Поэтому надо всякую гордыню в себе изживать, учиться смирению и любви. Господь рождается и приходит на землю Младенцем, чтобы научить нас этим двум добродетелям. Надеюсь, мы их усвоим, и тогда будем сами богоподобными, родными и близкими Богу. Господь будет называть нас сынами Божиими, хотя себя называет Сыном Человеческим. Так Он решил нас возвысить. Сынами Божиими не так просто стать - нужно жить по вере, исполняя все, о чем Спаситель учил и что рассказал в Евангелии. Будем изучать его - в нем Господь говорит нам, как жить и спасаться. Поздравляю вас с наступающим праздником Рождества Христова и новолетием, желаю помощи Божией в новом году, чтобы все были счастливы, мирны, смиренны и любвеобильны", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

Юрий Мудров подарил владыке медаль с изображением Исаакиевского собора, вручаемую благотворителям. Владыка отметил, что главный благотворитель - Господь.

Верующим раздали иконки Божией Матери "Панагия Сумела", а от прихода - буклеты, посвященные святителю Николаю и Рождественскому посту.

Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м он получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.

ИА "Вода живая",
30.12.23

Собор св. прп. Исаакия Далматского «Исаакиевский»

191000, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Исаакиевская площадь, д. 4.

Упоминания в новостях

Все новости