"Стяжание благодати"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Феодоровском Государевом соборе
В канун дня памяти преподобного Серафима Саровского, 14 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Феодоровском Государевом соборе Царского Села.

Его Высокопреосвященству сослужили епис­коп Кронштадтский Ве­ниамин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Пушкинского округа протоиерей Никита Зверев, настоятель иерей Герман Ранне с клиром и другие священнослужители. 
      
 
"В этот день в крошечной келье среди огромного Саровского леса скончался великий подвижник - преподобный Серафим, о котором узнала вся Россия, когда он открыл свою келью, - сказал владыка в проповеди. - Он родился в Курской губернии в купеческой семье, но не пошел по стопам родителей, а решил стяжать небесные блага. Стал подвизаться в Саровской пустыни, совершая такие же подвиги, как и древние подвижники Египта: был затворником, отшельником, тысячу дней стоял в молитве на камне. За эти подвиги Господь дал ему много даров. Главный из них - дар любви. Преподобному много раз являлась Божия Матерь и однажды сказала, чтобы он не скрывался в келье, а открыл двери миру: пусть люди видят человека, в котором явлен образ Божий, и поймут, каким должен быть каждый православный христианин. С тех пор он принимал множество посетителей, которые приходили с просьбами, вопросами. Однажды пришел генерал, увешанный орденами. Батюшка спросил его, показывая поочередно на каждый орден, за что он его получил, и когда генерал не мог ответить, орден падал. В итоге с его груди попадали на пол все ордена, поскольку были даны не за реальные заслуги. С духовной точки зрения наши награды, звания - ничто. А мы так гоняемся за ними! Все это спадет в свое время, и мы останемся ни с чем. Когда к преподобному пришел Николай Мотовилов, старец сразу ответил на его вопрос: в чем цель и смысл христианской жизни? Святой сказал, что люди думают разное: кто говорит, что цель - молитва, другой - что посты, третий - богослужения, но это неверные ответы".

"Цель жизни - стяжание благодати Святого Духа, а посты, молитвы, богослужения - всего лишь средства, - продолжил архипастырь. - Цель - приобщаться благодати Божией, ее надо стяжать. А как стяжать? Это дар Божий, то есть дается она даром. Но тому, кто бездействует, никакие дары не даются, нужно подвизаться. Христианин должен стремиться к Богу, более того - Бог должен быть в нем. Вот это христианин, а не тот, кто надел крестик и думает, что больше ничего не надо. Крестик - это внешнее, а главное - внутреннее: живет Бог в человеке или нет. Иногда к преподобному приходили молодые, здоровые люди и жаловались, как плохо им живется. Он учил их, что надо не жаловаться, а радоваться. Сам Серафим все время радовался, несмотря на свои житейские немощи. В детстве он упал с колокольни. Когда пришел в Саровскую пустынь, три года болел, чуть не умер. Однажды на него напали разбойники, ударили топором, он сделался калекой, всю оставшуюся жизнь ходил согбенным. Но испытания не лишили его радости. Он учил людей радоваться тому, что живут на свете, замечать, что везде разлита Божия благодать, преображающая жизнь. Поэтому так важно стяжание благодати Божией. Мы должны это запомнить и этому следовать в своей жизни. Достигать благодати нужно, кто чем может: добрыми делами, хождением в храм, молитвой".

"Сам преподобный был великим молитвенником, но людям читать длинные молитвенные правила не советовал. Он говорил, что достаточно до обеда молитвы Иисусовой, а после обеда - Богородичной. Но важно в повседневной суете не забывать молиться Богу. Суета суетой, а нам всем придется предстать перед Ним, и надо собрать урожай - мы же не пойдем к Нему с пустыми руками? Так что нужно в силу своих способностей, возможностей стяжать благодать Святого Духа, молиться Ему: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша". Будем молиться преподобному Серафиму, чтобы он помог нам стяжать добродетели - веру, надежду и любовь. Он говорил духовным чадам: "Когда я умру, приходите ко мне на гробик, говорите о своих нуждах, и я вас услышу". А мы можем приходить в храм, прикладываться к его иконе. Он знает Санкт-Петербург, побывал здесь мощами - они много лет хранились в безвестности в Казанском соборе, бывшем долгие годы музеем истории религии и атеизма. 7 февраля 1991 года они прибыли в Москву, мы их встречали на Ленинградском вокзале и поместили в Елоховском соборе. 8 февраля состоялась моя архиерейская хиротония у этих мощей, а летом их перенесли в Дивеево. Саров - закрытый город, там мало кто может побывать, а Дивеево - открытый, туда может приехать любой желающий. Десятки тысяч паломников молятся у мощей преподобного, просят его о чем-то. А у вас нижний храм посвящен ему: молитесь, просите его - он все слышит и обо всем, что вам нужно, Господа попросит. Поздравляю вас с праздником, желаю помощи Божией. Как говорил преподобный: "Христос воскресе, радость моя!" - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
 
Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова.

Настоятель поблагодарил правящего архиерея и подарил ему собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова).

Верующим раздали иконки великомученика Георгия Победоносца.

Феодоровский Государев собор Собственного Его Величества конвоя и сводного пехотного полка, как он назывался изначально, был воздвигнут в 1912 году и стал любимым местом молитвы семьи последнего русского императора. Построен в неорусском стиле по проекту Владимира Покровского. Рядом с храмом был возведен комплекс зданий, получивший название Феодоровский городок. Роспись пещерного храма выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи "на Толчках" в Ярославле и Воскресенского храма Ростовского кремля. В верхнем храме расписать успели только колонны - на одну треть, растительным орнаментом. В 1917 году собор стал приходским храмом. В 1922-м изымают его имущество. Часть убранства и облачений попала в Екатерининский дворец-музей, другая - в Русский музейный фонд. Закрыт в 1933 году. В верхнем храме был устроен кинозал, в нижнем - склад кинопленки. Во время войны храм пострадал от обстрелов. Возвращен Церкви в 1991 году. Восстановление собора связано с именем приснопамятного настоятеля - епископа Царскосельского Маркелла (Ветрова). Пещерный храм собора освящен в честь преподобного Серафима Саровского.

ИА "Вода живая",
14.01.24


Феодоровский Государев собор в Царском Селе

196607, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Пушкин, Академический пр., д. 34.

Упоминания в новостях

Все новости