"Подвиг Сына Божия"

Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе

В Неделю 4-ю Великого поста, 14 апреля,​ митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий​ возглавил чинопоследование пассии в​ Казанском кафедральном соборе.​

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.​ 

За богослужением пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.​ 

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым. 

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Луки о Страстях Христовых. 

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню. 


"Мы совершили третью пассию в этом году, - сказал владыка в проповеди. - Господь вознесся на Голгофу - мы еще раз прочувствовали весь искупительный подвиг Сына Божия. Вся Его жизнь была направлена только в одну точку - на Голгофу. Когда было определено сотворить человека, Бог знал, что человек не устоит в святости, любви Божией, отойдет, согрешит. А святость и грех - несовместимы. Невозможно было Богу сочетаться с грешным человеком. Что-то нужно было делать. И вот, Спаситель принял подвиг исцелить падшую человеческую природу, взять на себя все грехи, а значит, и всю вину за них. За грехи человек наказывается смертью. Если Господь берет на себя грехи, то должен взять и вину, пойти на смерть. Это неразрывно - там, где грех, там смерть. Иисус по-человечески просил Отца Своего Небесного, может быть, получится как-то по-другому, "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26,39). Но по-другому не получается. Мы слышали сегодня в прокимне, как Он боится потерять связь с Богом Отцом: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27:46). Но Бог на время оставляет Христа, чтобы Он в этих страданиях по своей человеческой природе умер. Христос умирает, побеждая диавола и геенну, которая разрушает людей. Он совершает этот подвиг нечеловеческий, невозможно было бы нам, простым людям, взять грехи всех людей от века скончавшихся и еще которые будут жить, ни один человек не справится. Это только мог понести Сын Божий, который вочеловечился, взял грехи на себя и был готов умереть за них".

"Господь умирал в окружении Богоматери, возлюбленного ученика Иоанна Богослова и нескольких женщин, - продолжил архипастырь. - А сколько людей за Ним ходили? Тысячи. Но все испугались и разбежались. Он увидел, что представляет собой человек. Как с Его Матерью поступили иудеи? В Законе Моисеевом есть предписание: нельзя убивать мать и детеныша животного в один день (Лев. 22, 28), а Она страдает, видя, как приносят в жертву ее ребенка. Здесь Мать стоит, а убивают человека. Где же эти книжники, которые скрупулезно за Христом следили - нарушает ли Он субботу? Здесь нарушается Закон - и никакой реакции. Они еще и народ науськивали, чтобы он кричал "распни, распни Его", и отпустили Варавву. Матерь Божия даже не может проститься с Сыном, Ее не подпускают ко Кресту. Иисус на Кресте говорит Ей последние слова: "Жено! се, сын Твой" (Ин. 19:26). А потом говорит ученику Своему Иоанну: "Се, Матерь твоя!" (Ин. 19:27). То есть Господь дал последние наставления Матери и поручил Ее ученику. Богородица приняла послушание и сегодня всех нас покрывает, помогает нам и заступается за нас. Мы должны быть благодарны Ей за то, что Она понесла такой крест, не каждая мать такое выдержит, но Она выстояла. Как Ее сердце могло такое вынести?"

"Мы каждый год читаем об этом и должны делать выводы. Господь понес страдания ради нас и взял наши грехи. А где же наша благодарность Богу? Где наше исправление? Мы должны взять свой крест и идти за Господом. Из чего состоит наш крест? Мы все пронизаны грехом, надо отверзнуться самих себя. Отвергнуть свое "я", самолюбие и полностью предаться воле Божией, чтобы она вела нас по жизни. Сами мы никто. Мы пожили по своей воле и к чему пришли со своими самолюбием, честолюбием, гордостью? Надо оставить все это и жить исключительно по воле Божией оставшееся время. Это показал нам Христос. Он все сделал по воле Божией. Будучи двенадцатилетним мальчиком в Иерусалимском храме, Он сказал: "Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему" (Лк. 2:49). Он исполнял волю Отца еще в двенадцать лет, а дальше ничего не делал, не помолившись Отцу Небесному. Прежде чем что-то совершить, Он берет благословение Отца. И мы должны учиться жить по воле Божией. Это самое главное, первое. Второе - воля Божия заключается в исполнении заповедей. Мы должны знать заповеди Божии и быть невнимательными к ним. Важно по окончании поста не расслабиться, не растерять то, что соберем сейчас, чтобы бес не искусил нас снова. А он будет обязательно искушать и проверять нас, чтобы мы нарушали волю Божию и заповеди. Поэтому надо всегда думать, как правильно жить. И Господь, и Матерь Божия нам показывают, что надо жить исключительно по воле Божией", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Богослужение​ транслировалось​ на YouTube-канале собора.​ 

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма. 

ИА "Вода живая",
14.04.24

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости