Его Высокопреосвященству сослужили епископ Кронштадтский Вениамин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Петроградского округа иерей Сергий Латушко, настоятель протоиерей Вадим Буренин с клиром и другие священнослужители.
В центре храма перед праздничной иконой было пропето величание святому Иоанну Предтече.
"Всегда на второй день двунадесятого праздника мы вспоминаем участников этого евангельского-библейского события, - сказал владыка в проповеди. - Иоанн Предтеча уже за полгода готовился к миссии явить миру Сына Божия, Спасителя мира. Он проповедовал, призывал людей к покаянию и исправлению, чтобы очистить сердце и подготовить его к пришествию Христа. Иоанн был последним пророком Ветхого Завета и первым мучеником Нового Завета, поскольку за проповедь, призыв к счастливой лучшей жизни потерпел от царя Ирода смерть. Но мы его прославляем как учителя покаяния, покровителя этого храма, который всегда печется о приходящих сюда помолиться ему и просить его помощи на исправление своей жизни. Мы знаем, что он родился от первосвященника Захарии и праведной Елизаветы. И помним, как его нарекали. Он был предназначен Богом еще до создания мира и должен был, как ангел, прийти прежде Спасителя, приготовить Ему путь. Имя Иоанн ему дано с Неба. Когда на земле родственники хотели назвать его по-другому, мать отказалась. Спросили отца, он ответил: "Имя ему Иоанн". Есть редкие люди на земле, которым Небо дало имя. О Христе тоже ангел возвестил, чтобы Иосиф назвал Его Иисусом, Спасителем мира. Это тоже не земное имя, оно пришло с Неба. Иоанн был наречен с детства, тридцать лет провел в пустыне и показал, какой чистоты и святости может достичь человек на земле. Он достиг ее и возложил руку на Спасителя, крестив Его".
"Еще одна великая тайна открылась тогда - Дух Святой сошел на Спасителя, - продолжил архипастырь. - Начинается действие Святого Духа в Новом Завете. Он и в Ветхом Завете был - царь Давид молился: "Духа Твоего Святого не отними от меня" (Пс. 50:13). Дух Святой ощущался, но как он стал проявляться в Новом Завете - это уже особо. Мы помним, как на апостолов сходит Дух Святой в виде огненных языков, и они уже ведутся им по жизни. Апостол Павел действовал так, куда направлял его Дух Святой. Он проявляется в апостольской общине уже явно. Дух Святой не всегда виден, но иногда чувствуется в молитвах. Взять, например, подвижника Антония Великого. В пустыне египетской собралось таких подвижников пять-шесть тысяч. И где среди них Антоний? У всех бороды, камилавочки, куколи. Как в этой массе найти его? А находят, потому что Дух Святой проявляется на лице, и видно, что человек сияет благодатью Святого Духа, лицо его выдает. Когда Николай Мотовилов пришел к преподобному Серафиму Саровскому - он тоже увидел его светящееся лицо и попросил объяснить ему, какова цель христианской жизни. И когда прислонился к святому, почувствовал тепло, радость, которые исходили от батюшки, который был носителем этой огромной благодати Святого Духа".
"Бывает, что благодать скрыта, нельзя ее увидеть. Человек не видит, что он благодатный, но это хорошо видят бесы. Сколько раз мне приходилось бывать на отчитках бесноватых, когда приходили отец Кирилл в Троице-Сергиевой лавре или отец Адриан в Печорах. Бесы чувствуют, носит человек благодать Святого Духа или нет. Такого человека сразу видят, хотя на лице ничего не написано. И они боятся таких людей. Бесов всегда смущает, что есть святые люди, они хотят всех измазать в грязи, испачкать, чтобы не было святых, а были все падшими грешниками. С такими людьми они работают. Но мы знаем и понимаем, что такое благодать Святого Духа. И цель нашей жизни - стяжать ее через исполнение святых Христовых заповедей. По-другому никак. Только исполняя заповеди Божии, мы получаем благодать Святого Духа. Мы должны это помнить всегда, по-другому нельзя. Если не будем стяжать благодать Святого Духа, то кому мы уподобимся в Евангелии? Юродивым девам, у которых не оказалось огня, когда пришел Жених, у них были пустые лампадки, ничего нет, нет исполнения заповедей Божиих, елея добрых дел. Мы должны всю жизнь, каждый день смотреть за лампадками своей души. Есть там елей, с чем мы Христа будем встречать, если Он ночью придет? С грехами? Нет, тогда двери будут закрыты. Нам надо стараться, чтобы елей добрых дел был каждый день, и заполнять душу каждый день добрыми делами, хождением в храм, молитвами, частым исповедованием и причащением, участием в таинствах Церкви. Наша лампадка должна гореть, иначе она просто погаснет. Мы провожаем крещенские праздники, остается уже немного до подготовительных дней к Великому посту, где будем напоминать все время о покаянии, продолжим проповедь Иоанна Крестителя. Важно нам всем покаяться, исправиться. Своими силами не получится. Но нужно призывать благодать Святого Духа, и она придет. Тому, кто старается, благодать помогает. К тому, кто ленится, нерадив, она не приходит. Поздравляю вас с праздником, желаю помощи Божией в подвиге служения своему спасению", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона Иоанна Крестителя.
Настоятель поблагодарил митрополита за совместную молитву и подарил ему четки из малахита.
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове был возведен в 1778 году по проекту Юрия Фельтена. Здесь любил молиться и петь на клиросе император Павел I. В храме были крещены трое детей Александра Пушкина: Александр, Григорий и Наталия. По преданию, поэт посетил его в день дуэли. Храм закрыли в 1937 году. Вновь он был освящен в 1990 году.
ИА "Вода живая",
20.01.25