Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Пушкинского округа протоиерей Никита Зверев, настоятель протоиерей Алексий Щулькин с клиром и другие священнослужители.
"Мы соборно прославили сегодня подвиг и страдания великих воинов - сорока мучеников Севастийских, - сказал владыка в проповеди. - Они служили в гарнизоне в провинции Армении, в то время части Византийской империи. Уже был издан Миланский эдикт - христианам дозволялось открыто исповедовать веру. Но еще было сильно язычество с жертвоприношением идолам. Все зависело от командира - если он был христианином, жертвоприношений не было, если нет, то они были. Эти воины служили в гарнизоне, где командовал язычник. На праздник он заставил христиан приносить жертвы идолам. Но сорок воинов жили внутренне со Христом, многие знали Писание, цитировали тексты из духовных книг. Они отказались приносить жертвы. Но командир настаивал, всячески над ними издевался. И запустил их в ледяное озеро. Но они не погибли от холода, отстояли всю ночь и выстояли, кроме одного человека, который увидел, что на берегу топилась баня, - не выдержал и сбежал. Вместо него встал стражник и стал сороковым мучеником. Утром их вывели из воды, убили и сожгли на костре. Такие муки они претерпели уже в христианское время. Сорок мучеников широко прославлялись в Византии, много проповедей об их подвиге есть у святителей четвертого-пятого веков, в их честь строились храмы, их мощи распространялись по многим местам. Мы всегда постом чтим их память. Для нас это поддержка - пример мужества, терпения, веры и верности Христу".
"В армии сейчас тоже не все просто: есть православные, есть мусульмане, но распространяется и неоязычество, - продолжил архипастырь. - Ничему хорошему неоязычники нас не научат, только приносить жертвы богам, может, даже и человеческие. Поэтому всякое неоязычество нужно искоренять, особенно в армейской среде. Церковь с ним борется уже две тысячи лет, и до сих пор оно живет, отвергая Христа. Священномученик Поликарп Смирнский, когда его взяли на мучения и предлагали отречься от Христа, ответил, что восемьдесят лет общается со Ним и ничего плохого Господь за эти годы ему не сделал. И не отрекся. Испытания бывают у всех. Не обязательно физическое мученичество, бывает нравственное, духовное. Без него мы, видимо, не спасемся. Господь нам часто предлагает взойти каждому на свою голгофу. А мы ходим вокруг нее и не хотим взойти. Трудно понести крест, за кем-то ухаживать, кому-то помогать. Лучше родителей сдать в дом престарелых, там есть кому ухаживать. А я буду сидеть дома, кофе пить, телевизор смотреть, и мне будет хорошо. И человек, как тот сороковой воин, убегает в баню и не спасается. Если Бог нам даровал испытание - больных родителей, больных мужа или жену, как можно с этого креста сойти? Это наше спасение, наш малый крест. Бог нас испытал: дал возможность спастись самому, чтобы вокруг нас спаслись тысячи. А мы сами себе закрыли вход во спасение и никого не спасли. А ведь наша цель - спастись. Преподобный Серафим Саровский говорил: "Стяжи дух мирен - и тысячи спасутся вокруг тебя". Если же мы не спасаемся, значит вокруг нас никто не спасется. Господь хотел через нас кого-то спасти, а мы Бога не пускаем в сердце, не даем Ему в нас быть, сердце пустое, безблагодатное, никому не полезное, ничего доброго никому не делающее и не способно ни на что".
"Нужно помнить, что без восшествия на голгофу мы не спасемся. В любом случае крест страданий и боли надо нести. Он предписан нашей испорченной душе, по-другому нас не спасешь, иначе мы еще больше удаляемся от Христа, еще больше у нас будет грехов, разврата, развлечений - и мы погибнем. Этого Господь не хочет допустить и малыми скорбями, болезнями ставит нас на путь, которым мы должны идти к Нему. Пример нам показали мученики Севастийские, которые в молодом возрасте оказались крепки, мужественны, верны Христу, пошли на страдания и мученическую смерть. Благодать Божия укрепила их. Она в них жила, потому что они понимали: есть что-то более ценное, чем короткая проходящая земная жизнь. Есть жизнь вечная со Христом и во Христе, ею нельзя жертвовать ради земной жизни. Отказаться от страданий нельзя. Если уж Господь предложит нам, нужно идти на них, Он нам за это даст вечную жизнь. Ничто не может заменить ее. Это самое главное, что всех ожидает впереди. Желаю, чтобы мученики Христовы, память которых мы сегодня совершаем, помогли нам устоять в этом мире, пройти Великий пост. За оставшееся время поста надо успеть покаяться, исправиться, пустить Христа в сердце, самим спасаться, чтобы вокруг нас люди спасались", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму были подарена икона святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Иерею Василию Соколову и его супруге Екатерине были вручены знаки святых князя Ярослава и княгини Анны за многодетство.
За усердное служение Cвятой Церкви были награждены: медалью апостола Петра - Евгения Васильева, митрополичьими грамотами - директор воскресной школы Людмила Александрова и Татьяна Малышева.
Крупнейший в России храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" был заложен 22 ноября 2013 года в жилом микрорайоне Славянка - на знаменитых Пулковских высотах, вблизи мемориала защитникам блокадного города. Он посвящен образу, который Церковь чтит в этот день. 22 ноября 1941 года была открыта легендарная Дорога жизни - Царица Небесная услышала молитвы верующих. Архитектурно храм решен в современном стиле с уклоном к византийским традициям, высота вместе с крестом 51 метр, вместимость - тысяча человек. На прилегающей территории предусмотрено строительство духовно-культурного комплекса с воскресной школой, библиотекой, реставрационными мастерскими, трапезной и другими помещениями.
ИА "Вода живая",
22.03.25

Храм Архистратига Михаила в Славянке
Санкт-Петербург, Пушкинский район, посёлок Шушары, район Славянка, улица Ростовская, д. 11аУпоминания в новостях
