Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Спасо-Парголовском храме

В канун праздника перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, 28 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение и чин погребения Божией Матери в Спасо-Парголовском храме.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа протоиерей Ипполит Ковальский, настоятель храма протоиерей Роман Ковальский с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела протоиерей Сергий Судаков, игумен Фома (Василенко), другие сотрудники епархиального управления в священном сане.

В память о погребении Пресвятой Богородицы верующие прошли крестным ходом за Плащаницей под молитвенное пение "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". 

Митрополит Варсонофий обратися к молящимся с проповедью.

"Сегодня мы соединили Всенощное бдение, посвященное престольному празднику, с чином погребения Пресвятой Богородицы. Этот праздник обязывает, чтобы мы почитали все изображения, иконы как нашего Господа Спасителя, так и Божией Матери, святых угодников Божиих", - сказал владыка.

Он напомнил историю появления Нерукотворного Образа. Господь наш Иисус Христос, проповедуя в святой Палестине,имел славу и за пределами этой земли, в том числе о Нем хорошо знали в Сирии. Ее правитель не мог не знать о человеке, который творит чудеса рядом, и поэтому уверовал в Него как в Сына Божиего. Царь болел проказой и послал ко Христу своего живописца, чтобы тот изобразил на холсте образ великого Учителя, называющего Себя Сыном Божиим. 

"Будучи в Египте, я видел в музее реликвии того времени. Художники хорошо изображали людей. Это было распространено в Египте и в Сирии. Видимо, такой же хороший живописец был у царя. Но он ничего не мог сделать, потому что когда Господь проповедовал, Его окружало множество людей. Художник пытался Его запечатлеть, но никак не получалось, а Господь, сердцеведец, все видел, подозвал его, взял полотенце и умылся. И это полотенце, на котором отпечатался лик Господа, Христос передал вместе с письмом царю Авгарю, сообщая, что пришлет апостола, который исцелит его от болезни. Мы знаем, что, приложившись к святыне, Авгарь исцелился. Позже к нему пришел апостол Фаддей", - продолжил архипастырь.

"Когда этот образ был запечатлен, его установили в нише у городских ворот, и каждый, входя в город, мог поклониться ему и призвать себе помощь. Долго было это поклонение в Едессе, пока дальние родственники правителя не пришли к власти. Они забыли про благодеяния, которые Господь даровал их благочестивому предку, а образ хотели убрать. Но местный владыка по внушению свыше замуровал святыню, и она много веков была закрыта от людей, перед ней горела лампада. В 545 году персы осадили Едессу. Тогда Матерь Божия внушила тогдашнему епископу, чтобы с этим образом прошли вокруг города, и враг отступит. Так и случилось: персы не взяли Едессу, а образ остался у его жителей. Так было и при арабских завоевателях. В 944 году византийский император Константин Багрянородный решил выкупить образ Спасителя и перенести в Константинополь. А дальнейшая судьба его не известна", - напомнил владыка.

"По всему миру есть его списки. Он распространен и в России. Слава Богу, и у нас есть престол, посвященный Спасу Нерукотворному. Мы должны с благоговением относиться к этим иконам Господа, и дома они должны у нас храниться с благоговением. Я бывал в светских домах, там часто иконы стоят в книжных шкафах или еще где-то - совсем не благоговейно. А надо, чтобы иконы были в специальном чистом уголке. Бывает, туда кладут просфорки, пасхальные яйца или какие-то веточки, они там годами лежат, и все это превращается в "духовную свалку". Но мы должны с трепетом относиться к святыням", - подчеркнул архиерей. 

Поздравляя молящихся с погребением Божией Матери, он отметил, что для верующих это не скорбь, а радость: теперь Царица Небесная, находясь на Небе, имеет большее дерзновение перед Богом, слышит все наши молитвы и воздыхания. "Сегодня мы благодарим Богородицу за то, что Она помнит нас, благословляет и укрепляет в нуждах и печалях. Будем так же молиться Ей всегда, чтобы Она покрывала Своим покровом небесным род человеческий, наши семьи и каждого из нас", - заключил митрополит Варсонофий.

Спасо-Парголовский храм был возведен в византийском стиле по проекту Константина Кузьмина и освящен 8/21 сентября 1880 года. История прихода в Шувалово началась еще в 1758 году, когда на средства президента военной коллегии графа Петра Шувалова была построена деревянная церковь. Возле нее образовалось кладбище. В 1791 году церковь сгорела, на ее месте появилась новая. В годы советской власти храм оставался одним из немногих действующих. Трое его клириков - протоиереи Алексей Грацианов, Николай Краснопевков и Стефан Черняев - приняли мученический венец от богоборческих властей. Во время войны и блокады храм дарил утешение в скорбях страждущим от голода и лишений, а в начале 90-х стал одним из центров возрождения православной жизни Санкт-Петербурга. 

"Вода живая",
28.08.14