В канун дня памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, 7 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Святой Троицы (гарнизонном) в Красном Селе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный военного и Кронштадтского округов архимандрит Алексий (Ганьжин), настоятель протоиерей Георгий Волобуев с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом.
"В последние три недели перед Великим постом мы постепенно привыкаем к великопостным песнопениям. Сегодня к обычным хвалительным псалмам присоединился 136-й: "На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом...". Евреи претерпели трагедию в 586 году до Рождества Христова, когда вавилонский царь Навуходоносор захватил Иудею, взял Иерусалим, а их союзники евреев, идумеи, "сыны Эдомские", предали их. Они не защитили, не помогли, мало того, подговаривали Навуходоносора, чтобы он до основания уничтожил Иерусалим. Иудеи ушли в Вавилон, поселились на реках Вавилонских, остались без храма, без святыни и очень горевали об этом. Говорят, когда имеем - не ценим, не храним, а потеряем - плачем. И вот, когда они потеряли родину, они сидели в Вавилоне и плакали. Их пытались как-то утешить захватчики, говорили - что вы плачете, спойте нам что-нибудь повеселее, что-нибудь из ваших песен сионских. Они отвечали - как же мы споем на земле чужой, мы не можем здесь петь. Это песнопение учит нас ценить наши святыни и дорожить ими", - подчеркнул владыка.
Затем митрополит Варсонофий сравнил события священной истории с тем, что происходило в XX веке: "То же самое фиаско мы потерпели в революцию, когда нас захватили люди, совершенно безразличные к святыням, даже богохульники, которые уничтожали эти святыни. Многие наши люди - священники, монахи, миряне - пошли на "реки" колымские, сибирские, северные, на Соловки, где так же, как в Вавилоне "седохом и плакахом", вспоминали, как они служили в наших замечательных храмах и монастырях, как все большевики превращали в хозяйственные постройки или вовсе стирали с лица земли. Они мечтали о том, что когда-нибудь Господь их помилует. Действительно, времена настали - прошло 70 лет вавилонского плена и мы получили свободу".
"Благодарю отца Алексия и всех вас, священников и прихожан, что вы вернули к жизни этот храм", - продолжил владыка. - К сожалению, не везде так происходит. Мы имеем много разрушенных храмов. Мы живем, вроде бы, на своей земле, а не можем получить землю под строительство храмов... Как будто у чужих просим - дайте нам землю. Это же наша земля! Почему мы не можем на ней строить храмы? Даже в Санкт-Петербурге многие храмы нам не отдают. Говорят - служите в музеях. Конечно, мы можем там служить и служим, но я не знаю, доходит ли к Богу хвала из этих храмов... Святость-то храма нарушается: кто после службы там бывает? чем там люди занимаются? Если мы вернулись из атеистического плена и наши правители понимают, что храм принадлежит Христу и надо Христу его вернуть, то зачем задерживать и не отдавать, использовать до сих пор под разные нужды? Я благодарю, что у вас в Красном Селе все произошло хорошо. Благословение Божие будет вам изливаться".
Также архипастырь затронул тему покаяния: "Осталось две недели до поста и Церковь призывает нас к покаянию. Покаяние - это главная дверь в Царство Небесное. С этого начал проповедь Иоанн Предтеча, с этого начал проповедь и Сам Спаситель. Мы сегодня слышим в песнопении: "Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче". Оказывается, непросто открыть дверь для покаяния. Как-то мы ее то ли забили, то ли рассохлась она у нас... Двери для греха у нас открыты нараспашку - кто хочет к нам приходит. А вот покаяния дверь почему-то заколочена. Нужна Божия благодать, чтобы эта дверь нам открылась. Об этом мы взываем сегодня к Господу Богу, чтобы Он помог нам открыть дверь для покаяния, чтобы мы могли покаяться в грехах, исправиться. Сегодня благоприятный день для этого, ведь мы уже идем путем Великого поста, идем к Пасхе. Нам необходимо принести Богу не только плач о грехах, но и какие-то дела, добрые поступки, любовь друг к другу, чтобы Господь видел, как мы исправились за эти дни. Он пошлет благодать и мир в наши души".
"У вас замечательный храм, ходите в него. Храм - для вас. Мы звоним в колокола, но некоторые нас не слушают, они глухие и слепые, они думают, что храм не для них существует. А для кого мы храмы строим? Конечно, для людей. Многие говорят: "Для людей, но только не для нас..." Бывает, рядом живут, а в храм не ходят. Не спустятся с какого-то этажа, потому что тяжело им подняться. Вы же посещайте храм - Господь вам столько милости подаст! Самое же главное - Он подаст Царствие Небесное. Сколько на земле счастье ни строй, в конечном итоге мы умираем. А вот если будем строить счастье на Небе, то оно будет вечным", - заключил владыка.
Пожелав процветания приходу, правящий архиерей вручил грамоту благотворителю храма Владимиру Щадило.
Храм Святой Троицы в Красном Селе - один из старейших в Санкт-Петербурге. Он был построен в 1733-1735 годах по проекту Ивана Бланка, в 1854 году перестроен по проекту Александра Резанова при участии Агостино Камуцци. В 1939 году его закрыли, а в 1941-м оккупационное немецкое командование разрешило возобновить богослужения. Спустя два года храм вновь был закрыт. 25 января 1995 года состоялось повторное освящение главного престола малым чином.
ИА “Вода живая”,
07.02.15
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей