"Избрав путь следования за Господом, я ни разу не пожалел о своем выборе"
Игумен Филарет (Пряшников)Ряд отечественных историков и археологов, в научных трудах которых есть такой драгоценный сплав как жажда исторической правды и любовь к родной стране, утверждает: именно Старая Ладога, что в 125 километрах от Санкт-Петербурга, была первой столицей Древней Руси. Отсюда (тогда она просто называлась Ладогой) начал свое правление князь Рюрик, положивший начало династии Рюриковичей, и только позднее он перебрался в Новгород. Решение выбрать Ладогу своим опорным пунктом было неслучайным, ведь город находился на пересечении торговых путей, включая знаменитый "из варяг в греки". В IX веке здесь началось успешное строительство нового русского государства.
В полукилометре от Староладожской крепости, на левом берегу реки Волхов, располагается Староладожский Никольский мужской монастырь. По преданию, тут захоронены ладожане, погибшие в битве со шведами на Неве. Основание монастыря "в память о гиблых ладожских сродниках" - соратниках полководца, как раз относят к 1240 году, а основателем его считают святого благоверного князя Александра Невского. В 2002 году за восстановление древней святыни, возвращенной Церкви в критическом состоянии, взялись истинные подвижники нашего времени - архимандрит Варфоломей (Чупов) и братия. Недавно отца Варфоломея не стало. Труды своего предшественника продолжил игумен Филарет (Пряшников) - человек здесь новый. Кто он - нынешний настоятель? Каков его жизненный и духовный багаж? И каким ему видится завтрашний день монастыря? Батюшка согласился ответить на вопросы портала "Монастырский вестник".
Что значит быть сыном такой матери?
- На примере вашей семьи можно увидеть, как Господь приводит к Себе людей, родившихся в советское время, живших в годы атеизма. Вы воспитывались в семье любящей, учившей уважать старших, добывать хлеб своим трудом и, что особенно важно, не завидовать. Но в то же время семья была нерелигиозной… В связи с этим вопрос: помните ли тот момент, когда вдруг почувствовали, осознали, что Бог есть? И как ощутили желание служить Ему?
- Прожив значительную часть своей жизни, сорок два с небольшим года, я могу быть уверенным в том, что Господь помогает человеку, ищущему общения с Ним. Это происходит по-разному. В моем случае поискам такого общения способствовали мои бабушки, которые, несмотря на непрекращающуюся пропаганду атеизма в советское время, сохраняли в душе православную веру. Они годами не могли посещать церковь, так как Дальний Восток, а тем более военные гарнизоны, в которых я вырос, были полностью лишены всякой религиозности. Но где-то на полках среди книг тайно хранились семейные святыни. В нашей семье это были небольшая икона святой великомученицы Варвары и медное распятие. Икону особо почитаемой многими христианами святой, достигшей высокой ступени святости, я храню до сих пор - очень ее берегу...
Мои искания Бога начались в десять лет. Несмотря на столь юный возраст, я хотел узнать, в чем смысл жизни человека, и одновременно пытался понять свое предназначение. По-особому я задумывался обо всем этом, когда умирали наши родственники. Мальчишке, затем подростку смерть человека представлялась событием, выходящим за рамки обыденной жизни. Помню свою поездку в районный центр. Мы с мамой шли по поселку Ванино Хабаровского края. Вдалеке на сопке показались очертания стройки. Я спросил у мамы, что это за здание, и она ответила, мне, одиннадцатилетнему, что там строят церковь. Далее в той церкви, когда ее построили (Никольской), я принял крещение. Оно проходило 26 августа, и тот день мне запомнился во всех подробностях! Мы долго ждали батюшку, который был единственным на десятки поселков и городков в округе. На Крещение собралось, как подсчитали, 136 человек. Стояла изнурительная духота. Когда началось само таинство, я, честно говоря, не понимал, что происходит, что читают и вообще зачем мы всё это делаем. Но! Это была первая моя встреча с Богом, со Христом, с Церковью! Встреча простая и наивная, с надеждой и ожиданием получить Друга и Помощника! Так и случилось. После Крещения началось мое воцерковление: помогал в алтаре, учился читать на клиросе, нес разные послушания. А решение стать монахом и священником пришло чуть позже - то ли в шестнадцать, то ли в семнадцать лет (постриг принял - еще двадцати лет не было - в марте 1998 года). Вот так постепенно и шел за Христом. Избрав путь следования за Господом, я ни разу не пожалел о своем выборе.
- А когда в 2014 году, в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, "сахалинский стрелок" (как потом писали: выказывавший интерес к неоязычеству) ворвался в кафедральный собор Южно-Сахалинска и выстрелил в вашу маму, монахиню Людмилу, оборвал ее земную жизнь, смогли вы не возроптать на Господа? Святейший Патриарх Кирилл, который отслужил в тот же день литию о "ныне в кафедральном храме Сахалина злодейски убиенных", сказал в слове к пастве: "Те, кто погиб сегодня, в любом случае погибли в храме Божием. Они пытались не дать этому человеку попрать наши святыни. Они погибли, как герои, как солдаты на передней линии фронта". Но для вас героизм самого близкого человека обернулся величайшей потерей. Как вы ее сегодня воспринимаете?
- Почему-то говорят, что больнее терять детей. Соглашусь с этим: для родителей смерть ребенка - тяжелое потрясение. Но потеря родителей детьми, тем более родителей любящих и любимых - потрясение не меньшее. Знаете, почему мне было так больно? Мама на протяжении четырнадцати лет прожила со мной. Я уже говорил корреспондентам и сейчас повторю: она была моим земным ангелом-хранителем, без остатка посвящала свою жизнь мне - священнику. Заботилась, помогала. После того, как ее не стало, я почувствовал, что потерял, наверное, больше чем свою родительницу. Ее подвиг, как и подвиг Владимира Запорожца, человека с паперти, просившего милостыню, а тут - вернемся к тому трагическому дню - попытавшегося во что бы то ни стало спасти от смерти прихожан и потому принявшего удар на себя (четыре пули), - невозможно переоценить. Я часто задаю себе вопрос: что значит быть сыном такой матери? Каким должен быть я, если она стала новой мученицей за веру при том обстоятельстве, что в церковь пришла позднее меня? Тяжело пережив смерть моего отца, а затем и моей сестры, мама, Ольга Николаевна, встала на путь воцерковления. Приехала ко мне, тогда еще диакону, на Сахалин. Когда меня рукоположили во пресвитера и назначили настоятелем храма в небольшом городке Томари, сохранившем японское имя, она тоже туда отправилась и изо дня в день неустанно помогала мне в установлении православной жизни на приходе. Затем последовал мой перевод в областной центр - в кафедральный собор с назначением руководителем отдела по работе с коренными малочисленными народами Севера и мигрантами. Мама - снова за мной и снова со мной! В 2013 году она приняла иноческий постриг с именем Людмила, в честь княгини Людмилы Чешской. А незадолго до расстрела - монашеский постриг. С сохранением иноческого имени, но уже в честь новомученицы Людмилы Петровой, расстрелянной в 1937 году.
- Такие проникновенно светлые воспоминания остались о ней у людей, хорошо ее знавших! Столько теплых слов было ими сказано и написано: великодушная, добросердечная, радушная, всегда приветливая и открытая! С ласковым взглядом, умеющая сопереживать людям...
- Она такой и была, обладала всеми этими драгоценными качествами. Безусловно, ее гибель - для меня величайшая потеря, но в то же время - я сегодня это отчетливо понимаю - и великое приобретение! Я чувствую, что Господь по ее молитвам помогает мне, укрепляет меня духовно и посылает хороших людей, достойных друзей.
Дыхание старины и ощущение благодати Божией
- Господь вам судил после двух десятилетий службы на Сахалине на какое-то время стать насельником Александро-Невской лавры и нести чрезвычайно ответственные послушания, требующие организаторских способностей. В том числе и послушание руководителя духовно-просветительского центра "Святодуховский", который как мы знаем, кроме решения важных миссионерских задач осуществляет значительную культурную деятельность. И вот - новое назначение: настоятель возрождающегося монастыря в Старой Ладоге. Как вы о нем узнали и были ли внутренне готовы понести такие труды?
- Назначение стало неожиданным. В один из понедельников наш правящий архиерей митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий вызвал меня на беседу и высказал свое желание поставить меня игуменом Староладожского Никольского мужского монастыря. Владыка предложил предварительно съездить и посмотреть то место, где предполагалось мне служить в дальнейшем. Это удивительное качество нашего архипастыря - "не давить" на человека, а дать ему право выбора, как это было и в моем случае. Однако обратно, в Петербург, я возвращался с сомнениями, даже с опаской: смогу ли исполнить возложенные на меня обязанности? Сомнения, опасения - вряд ли кто-то без них обходится... Но поскольку всю свою сознательную жизнь я провел в Церкви, то усвоил, что монахам отказываться от послушаний нельзя. Ведь главное - это доверие, которое тебе оказано. И после недолгих раздумий, все взвесив, принял решение сказать митрополиту Варсонофию: "Я согласен!" Итак, в понедельник я узнал о намерении перевести меня в Старую Ладогу, а уже в четверг получил указ о своем назначении исполняющим обязанности. В воскресный день меня представил братии и прихожанам наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. Свершилось в течение одной недели! Понятно, что времени на внутреннюю подготовку к новому этапу в своей жизни у меня не оставалось. Следовало немедленно приступать к работе - тем более что зима была на пороге, и многие вопросы в связи с этим требовали самого пристального внимания. В первую очередь необходимо было начать отопительный сезон, проверить все монастырское хозяйство.
Представляя меня в Никольском монастыре, владыка Назарий сказал, что существовавшая ранее традиция, когда Александро-Невская лавра давала Русской Православной Церкви руководителей - епископов, игуменов, - продолжается и в наши дни. Для меня это был как некий знак...
- Какое впечатление произвел на вас монастырь? То, что обитель была основана святым Александром Невским, стало духовной ниточкой, связавшей вас, насельника Александро-Невской лавры, с новым местом служения?
- Прежде я в этом древнем монастыре не был. Конечно, что-то о нем слышал, но не представлял, что придется здесь служить - в таком удивительном месте! Первые впечатления: поразила старина, почувствовал дыхание истории и ощутил присутствие благодати Божией. Ведь эта земля освящена молитвами огромного количества людей! Узнал такой факт: в 1611 году, когда северо-западные территории русского государства подверглись интервенции со стороны шведов, шведы вырезали в Никольском монастыре братию. Господу была принесена кровь нескольких десятков монахов-мучеников... Древность храмов и красота мест, величественный Волхов и просторы родной земли - все это наполнило сердце волнением. Что касается связи между Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой и Староладожским Никольским монастырем, она очевидна. Пусть это предание, но оно есть! И согласно ему, молодой новгородский князь Александр Ярославович из династии Рюриковичей основал монашескую обитель на месте захоронения своих друзей - воинов из крепости Ладога, участвовавших с ним в Невской битве. Потому-то наш монастырь является и памятником воинам-освободителям, защищавшим русскую землю в седой древности.
"Молюсь, чтобы Господь нам послал хороших помощников"
- Отец Филарет, а как вас братия встретила? Я почему спрашиваю: прочитала в Волховской газете "Провинция", для которой монастырь делал вкладыш "Православная Ладога", о сильной искренней любви к вашему предшественнику архимандриту Варфоломею людей, которые были рядом с ним все эти годы. И далее там написано: "Конечно, сейчас в монастыре многие ждут с тревогой перемен". С назначением и первыми действиями на посту настоятеля, первыми шагами ушла тревога у окружающих или чувствуется?
- Когда заканчивается исторический период, связанный с личностью, начинается новый. Это неизбежно - так устроена вся наша жизнь. Безусловно, у братии и прихожан после кончины батюшки была неопределенность, а, может, где-то и страх перед неизвестным. Они прожили вместе с отцом Варфоломеем, окормлялись у него почти двадцать лет! По земным меркам это довольно большой период, за который игумену обители удалось собрать и сплотить братию, прихожан. И они неустанно, самоотверженно помогали ему в непростом деле воссоздания порушенной святыни. По приезду в монастырь я постарался со всеми познакомиться, увидеть характер каждого. (Братия у нас немногочисленная - со мной семь человек, но при немалых наших трудностях она ежедневно совершает богослужения - утром и вечером.) Нам хватило трех дней общения, чтобы понять друг друга. Так что если и был у кого-либо страх, то он ушел. Пришло осознание, что впереди у нас осуществление больших планов. И сегодня я вижу, что каждый из живущих в монастыре или приходящий сюда по велению сердца становится вместе со мной творцом новых свершений. Молюсь, чтобы Господь нам послал хороших помощников. Из числа благодетелей, трудников и вообще из тех благочестивых неравнодушных людей, которые захотели бы связать свою жизнь со Старой Ладогой, с древним монастырем Святой Руси. Также молюсь о том, чтобы в этих древних монастырских стенах было больше братии.
- Какие начинания почившего архимандрита Варфоломея, направления его деятельности вам хочется продолжить, развить?
- Мой предшественник отец Варфоломей сумел сделать невозможное. Он буквально из руин поднял многое из того, что было порушено в годы лихолетий. Практически восстановлены все братские корпуса, отремонтирован главный монастырский храм святителя Иоанна Златоуста. Также при батюшке состоялось открытие монастырских гостиницы и кафе. Поэтому у меня как у игумена обители, у братии и верных прихожан основной план - продолжить им начатое, то есть процесс восстановления. Ведь у нас еще несколько объектов находится в аварийном состоянии. Назову их. Это настоятельский корпус, который был построен в конце XIX столетия. Далее - церковь святителя Василия Кесарийского, уникальный по своей архитектуре храм XVII века. И всеобщая наша боль - Никольский собор. Его основание датируется XII столетием! Все они являются памятниками архитектуры федерального значения, поэтому мы обращаемся куда только можно: просим вникнуть в ситуацию и не дать святыням прийти в такое горестное состояние, которое сделает их восстановление невозможным.
Никольский монастырь совершенно не богатый. Финансово мы зависим от паломников и туристов, в прежние годы в большом количестве посещавших святыни Старой Ладоги. Теперь мы, как и везде, переживаем ограничения. Прихожан на богослужениях намного меньше, туристы практически перестали посещать исторические места, паломнические группы сократились до минимума. По этой причине наши доходы практически свелись к нулю... Для нас это беда! Ведь монастырь обязан оплачивать все коммунальные затраты, содержать штат работников (свечниц, уборщиц, рабочих, поваров), платить налоги. Я не говорю, что пришлось полностью остановить реставрационные и ремонтные работы - нет! Несмотря на тяжелое материальное положение, братия и трудники постепенно возвращают надлежащий вид еще одному возрожденному из руин корпусу. Сейчас там завершаются отделочные работы в актовом выставочном зале. Подключаются светильники и сантехника в комнатах, где будут проживать будущие насельники обители. Понятно, что отсутствие средств сказывается на сроках. Поэтому окончательную дату торжественного открытия корпуса мне назвать сложно. Но есть надежда, что к началу туристического сезона, когда монастырь обычно принимает поток гостей и паломников, у нас заработает музей, рассказывающий о создании и восстановлении обители, и актовый выставочный зал где-то человек на 70-80. (Что, замечу, позволит проводить конференции, приглашать известных людей, организовывать концерты, чтобы наша обитель, являясь местом духовного притяжения, становилась и центром притяжения культурного). Это - на перспективу.
- На ближайшую, судя по рассказу?
- Надеемся, что да. Словом, ждем, когда закончится пандемия и наступят времена более привычной для всех нас жизни - с полюбившимися верующими людьми хорошо организованными паломническими поездками по многим святым местам, включая Старую Ладогу. Верим, что по молитвам святого Александра Невского и святителя Николая Чудотворца Господь даст нам возможность быть вместе, принимать у себя многочисленных паломников и туристов, восстанавливать то, что было порушено богоборцами. Также хочу обратиться к читающим эти строки. Если у кого-то появится желание стать нашими друзьями, помогать нам в воссоздании порушенных святынь - приезжайте в гости! Мы всегда будем рады видеть вас у себя! А вы в стенах древнего монастыря сможете помолиться, исповедоваться, причаститься и почувствовать умиротворение, которое так необходимо современному человеку, зачастую измотанному шумом и суетой. К слову, на данном этапе у нас "набирает обороты", приобретает определенные формы, как мы его назвали, тур выходного дня. Люди с удовольствием едут сюда на несколько дней, останавливаются в нашей монастырской гостинице. Разумеется, соблюдая при этом все санитарно-эпидемиологические нормы. Мы их знакомим с Никольским монастырем и приглашаем посетить Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, тоже один из древнейших монастырей северо-запада России. Водим паломников и в Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник, включающий более 130 объектов культурного наследия: памятники археологии, архитектуры, истории, монументальной живописи.
- На Сахалине вы занимались церковной историей этого далекого края Отечества, потом защитили кандидатскую диссертацию в общецерковной докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия, и вам была присуждена степень кандидата теологии. А в древнем монастыре Старой Ладоги есть намерения продолжить исторические изыскания или в связи с огромной нагрузкой такой возможности не предвидится?
- Когда ты однажды был погружен в исследовательский процесс, ты уже не можешь остановиться. Постепенно хочется что-то открывать! Неизвестное и неизведанное, что порой преподносят исторические документы. Если говорить об острове Сахалин, то опыт служения там духовенства уникален: он опирался на пройденный путь православных подвижников Сибири и Дальнего Востока. Однако исследователи не предпринимали попытки дать оценку деятельности духовенства Сахалина во второй половине XIX - начале ХХ веков. Тема мне показалась актуальной, я ею вплотную занялся. Итог трудов - кандидатская диссертация "Деятельность православного духовенства острова Сахалин во второй половине XIX - начале ХХ веков", изданная позже отдельной книгой. Помимо бумажного варианта, есть электронный, предлагаемый для чтения компанией ЛитРес - библиотекой электронных книг. И на новом месте церковного служения я тоже собираюсь при первой же возможности заняться изучением архивных документов, поискать в фондах уникальные свидетельства жизни насельников, настоятелей, а, возможно, и мирян, так или иначе связанных с нашим монастырем.
- К тому же юбилейная дата, когда Русская Православная Церковь вместе со всей нашей страной будет праздновать 800-летие со дня рождения святого Александра Невского, вероятно, еще больше мотивирует, побуждая к такой работе? Тем более, что для Никольского монастыря это не просто одно из имен особо почитаемого в народе святого...
- Хочется, чтобы имя великого святого засияло еще ярче, многое в нашей жизни осветило. И благодаря этому свету пусть весь мир увидит, как велико духовное наследие одного из созидателей России, имеющего к нашему монастырю непосредственное отношение. В нынешнем году мы с братией и помощниками намерены провести ряд мероприятий, приуроченных к знаменательному событию, внести свою посильную лепту в поминание духовного и гражданского подвига того, кто является небесным покровителем Санкт-Петербурга и символом нации.
- Выражу надежду, что на портале "Монастырский вестник" это найдет отражение.
- С радостью расскажу о претворении в жизнь наших идей, задумок, а также о святынях древней обители. Получив такое богатство, ты чувствуешь, как день ото дня крепнет желание поделиться им с людьми, в чьих душах горит, разгорается огонек веры. Или, возможно, он скоро загорится.
Беседовала Нина Ставицкая