Источник:
spb.aif.ru
Доктор теологии, проректор по учебной работе СПбДА протоиерей Владимир Хулап в интервью газете "Аргументы и факты" рассказал об особенностях Великого поста.
Тело, душа и дух
- Отец Владимир, что такое пост вообще для православного человека? В чем он заключается?
- Если посмотреть на само слово, его этимологию, мы видим сходство с корнем "пусто". То есть, по сути, это некое опустошение, самоограничение. Однако отказ от чего-либо не является самоцелью. Цель поста - освободившиеся силы, время, возможности использовать их на что-то другое. На то, на что времени и сил нам часто в повседневности не хватает. Важно понимать, что пост - не просто какая-то диета. Он включает несколько уровней, так как человек, согласно православному пониманию, состоит из тела, души и духа.
Для тела во время поста мы ограничиваем себя в пище. Известно выражение, что человек есть то, что он ест. В каком-то смысле пища, ее количество и качество определяют человека. Для души во время поста мы стараемся ограничить, например, количество ненужной, а иногда и вредной информации, которая окружает нас, особенно в век информационных технологий. Человеку следует сконцентрироваться на внутреннем мире, на время ограничить присутствие в социальных сетях, Интернете, просмотр ТВ и медиа в общем. Что касается духа, то во время поста следует глубже наполнить верой повседневность - молиться, посещать богослужения. Когда все эти три уровня гармонично друг с другом связаны, можно сказать, получается идеальный пост. Понятное дело, что в современных условиях довольно тяжело полностью осуществить все это, однако цель - стремление к этому идеалу.
- Можно ли сказать, что пост, говоря простыми словами, является своего рода детоксом для тела, души и духа?
- Да, безусловно. Более того, мы знаем, что нередко при каких-либо заболеваниях врачами прописываются диеты, что позволяет организму очиститься, самовосстановиться. Во время поста происходит то же самое, это своего рода профилактика, которая время от времени необходима нам. Мы все чаще и чаще слышим о важности цифрового детокса, о вреде информационного шума. Все эти новости, мемы и прочий развлекательный контент забирают наше драгоценное время, у современного человека не остается сил, чтобы побыть с самим с собой, наше внутренне "я" подавляется. А еще есть наши близкие, семья, которым тоже важно уделять внимание. Однако детокс не является конечной целью поста. Очиститься необходимо, чтобы с новыми силами посмотреть на себя, свою жизнь и что-то изменить в ней.
- Почему нынешний пост называется Великим, и каково его значение, почему он так важен для христиан?
- Всего в православии четыре многодневных поста - Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Великий пост - это подготовка к встрече Светлого Христова Воскресения (Пасхи), подготовка к самому главному празднику в христианстве. Пасха в православии называется "праздником праздников" и "торжеством из торжеств". Также это самый продолжительный из постов, он длится семь недель. Великий пост является самым строгим по предписаниям в отношении ограничений. Однако следует учитывать, что Типикон (Устав) возник в монастырской среде, поэтому пищевые ограничения для мирян адаптируются с учетом условий их жизни. Все предписания носят рекомендательный характер.
Техобслуживание для человека
- Что нужно делать в Великий пост, а чего делать нельзя?- Если говорить об ограничениях, а точнее самоограничениях, то по уставу в Великий пост православным рекомендуется воздерживаться от "скоромных" продуктов: мяса, рыбы, яиц, молока. Конечно, человек должен оценить свое состояние здоровья и понять, не навредят ли ему в случае определенных заболеваний те или иные ограничения. Речь идет не о том, что Церковь просто запрещает что-то в Великий пост верующим. Скорее она призывает самому выбрать уровень, который поможет как вашему телу, так и душе и духу очиститься, измениться и подготовиться к Пасхе. Можно использовать период поста, чтобы бороться с какой-то вредной привычкой, которую христианство называет грехом или страстью, а также культивировать в душе, в своей жизни какую-то позитивную сторону, на которую часто времени не хватает. Это время борьбы, скажем так, с самим собой, со своим негативным "эго".
- А концептуально в чем смысл Великого поста?
- Как мы уже говорили, это подготовка к празднику Пасхи. Великий пост в христианской традиции называется "весной духовной", то есть это некий период регенерации подобно возрождению природы, который отражается в душе человека, в жизни Церкви. Чтобы подготовиться к чему-то важному, нужно определенное время, мы не можем просто щелкнуть тумблером и перейти из одного состояния в другое. Так и здесь, Пасха требует определенной подготовки. Во время поста православные много времени уделяют чтению Священного Писания, чаще посещают храмы и богослужения. В каком-то смысле Великий пост - некое подведение итогов года, которое нам необходимо, как, например, автомобилям регулярное техобслуживание. Пост позволяет немного отстраниться и посмотреть на свою жизнь со стороны, оценить, что с человеком происходит и какова динамика его пути.
Смысл - обрести силы, а не истощить организм
- Всем ли можно поститься? Есть ли какие-то ограничения для детей, больных, беременных или пожилых?- Идеал поста отражен в Типиконе, однако есть реальность, современные условия жизни и обстоятельства: если у человека есть заболевания или он находится в условиях, при которых объективно соблюдать пост проблематично. Когда речь идет о детях, беременных женщинах и пожилых людях, важно адекватно оценивать возможности. Поэтому в случае проблем со здоровьем надо следовать рекомендациям врача. Священники тоже зачастую помогают в этом вопросе прихожанам, так как в начале поста некоторые просят благословить те или иные послабления, отталкиваясь от конкретного случая. Церковь адекватно подходит к вопросу соблюдения поста прихожанами. Если человек, к примеру, лежит в больнице - никто не будет требовать от него строгого соблюдения предписания по Типикону. Болезнь - уже сама по себе определенный пост. Смысл поста не в том, чтобы истощить силы и дойти до Пасхи в состоянии полного изнеможения. Наоборот, пост нужен, чтобы собраться, обрести силы.
Вместе с тем в современном мире не так уж и сложно поститься. На прилавках магазинов много постных продуктов. Во многих ресторанах и кафе есть постное меню. Можно подобрать себе подходящий рацион. Главная идея - почувствовать какое-то самоограничение, провести работу с внутренней самодисциплиной. Ощутить, как ты можешь контролировать свои телесные позывы. Поэтому если по медицинским причинам полноценный пост противопоказан человеку, а он, допустим, каждый день пьет кофе, то можно попробовать отказаться от него. Провести такую аскетическую практику. Отказ от просмотра фильмов, сериалов и т.д. тоже может быть серьезным испытанием и работой над собой для некоторых из нас.
- Как в условиях СВО, после теракта сохранить мир и спокойствие в душе - от новостей, увы, не убежишь?
- Невозможно полностью выйти из информационного поля, однако никто не заставляет нас каждые несколько минут брать в руки телефон и прокручивать новостную ленту. Можно установить лимит, понимая, что наряду с виртуальным миром есть мир реальных людей. Общение с ними и есть настоящая форма межличностных отношений. Сталкиваясь с трагичными событиями, христианин стремится не останавливаться на этой информации. Происходящее становится для него поводом для молитвы о тех, кто в ней нуждается, и живых, и умерших. Это дает возможность создать "островки тишины" среди бушующего шторма повседневной жизни. Еще одной реакцией может стать помощь пострадавшим. Это будет намного полезнее растрачивантя сил и энергии на переживания, которые ничего не могут изменить.
- Что делать в момент, когда в душе поднимается ярость, боль? Кому молиться, как остаться христианином?
- Во время Великого поста многие православные читают Псалтирь - ветхозаветную книгу псалмов или гимнов. В ней есть тексты, в которых верующий молится в ситуации страдания, жизненной катастрофы, разочарования. Он честно и открыто говорит Богу об этих обстоятельствах, выражает весь спектр своих чувств, но одновременно передает эту ситуацию Богу. Тем самым он старается посмотреть на происходящее в более широкой перспективе, которая превосходит точку зрения человека и, может быть, целого общества в ту или иную историческую эпоху. Тем самым вера оказывается не чем-то абстрактным, а дает силу в разных реалиях жизни. Часто в этих текстах мы видим изменение настроения - от разочарования к надежде, человек получает новый духовный и жизненный опыт. Можно найти такие тексты, на которые лучше всего откликается сердце, можно молиться своими словами. Многие события в нашей жизни мы не можем изменить, но только от нас зависит, останемся ли мы людьми в непростых жизненных обстоятельствах, прервется ли на нас спираль ненависти и сможем ли мы зажечь хотя бы небольшой огонек надежды для окружающих.
- Отец Владимир, а с чего бы вы посоветовали начать людям, которые, возможно, далеки от Церкви, но хотели бы попробовать поститься?
- Во-первых, человеку надо понять, что он хочет от поста получить. Если это желание, стремление соответствует тому, о чем говорит Церковь, то есть цель так или иначе заключается в духовном росте, развитии внутреннего мира, то, безусловно, можно и нужно попробовать. Также важно помнить, что пост - это не только ограничение рациона, поэтому посещение церкви, богослужения, участия в таинствах, чтение Священного Писания - всему этому нужно уделить время. Чтобы пост был осмысленным, более предметным, можно выделить несколько вечеров и составить список того, что, как вам кажется, мешает вам быть самим собой, понять, что вы бы хотели изменить в своей жизни. И с помощью Божией, и своими усилиями использовать период поста, чтобы попытаться нарисовать лучшую картину самого себя. Открыв Евангелие, мы увидим, как там изображается человек, каков его образ. Полнота этого образа открыта в Иисусе Христе. Хотя каждый из нас далек от этого идеала, к нему следует стремиться на пути духовного роста.
Беседовал Григорий Тимченко
Раздел:
Мониторинг СМИ
Санкт-Петербургская духовная академия
191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. Обводного канала, д. 17Упоминания в новостях
19 ноября 2024
Прошло заседание совета по теологическому образованию
...
Присутствовали епископ Кронштадтский Вениамин, благочинный храмов при вузах протоиерей Петр Мухин, председатель ОРОиК иерей Илия Макаров, председатель издательского совета игумен Силуан (Туманов), проректор по учебной работе, завкафедрой церковно-практических дисциплин СПбДА протоиерей Владимир Хулап, протоиерей Олег Скоморох, завкафедрой богословия СПбДА иерей Димитрий Лушников, директор Института теологии СПбГУ Дмитрий Шмонин, ректор РХГА имени Федора Достоевского Дмитрий Богатырев, завкафедрой истории религий и теологии Института истории и социальных наук РГПУ Александр Прилуцкий, методист ОРОиК Виктория Гусакова ...
21 октября 2024
Состоялось заседание рабочей группы по развитию Монастырского острова
...
Участвовали ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, вице-губернаторы Борис Пиотровский, Николай Линченко, председатели комитетов и представители органов власти, а также протоиерей Николай Брындин, епархиальные архитектор Дмитрий Борунов и юрист Наталья Большакова ...