Протоиерей Владимир Хулап: "Пост - время борьбы с самим собой"

Источник: spb.aif.ru
Доктор теологии, проректор по учебной работе СПбДА протоиерей Владимир Хулап в интервью газете "Аргументы и факты" рассказал об особенностях Великого поста.
Протоиерей Владимир Хулап: "Пост - время борьбы с самим собой"

Тело, душа и дух


- Отец Владимир, что такое пост вообще для православного человека? В чем он заключается?
- Если посмотреть на само слово, его этимологию, мы видим сходство с корнем "пусто". То есть, по сути, это некое опустошение, самоограничение. Однако отказ от чего-либо не является самоцелью. Цель поста - освободившиеся силы, время, возможности использовать их на что-то другое. На то, на что времени и сил нам часто в повседневности не хватает. Важно понимать, что пост - не просто какая-то диета. Он включает несколько уровней, так как человек, согласно православному пониманию, состоит из тела, души и духа.
Для тела во время поста мы ограничиваем себя в пище. Известно выражение, что человек есть то, что он ест. В каком-то смысле пища, ее количество и качество определяют человека. Для души во время поста мы стараемся ограничить, например, количество ненужной, а иногда и вредной информации, которая окружает нас, особенно в век информационных технологий. Человеку следует сконцентрироваться на внутреннем мире, на время ограничить присутствие в социальных сетях, Интернете, просмотр ТВ и медиа в общем. Что касается духа, то во время поста следует глубже наполнить верой повседневность - молиться, посещать богослужения. Когда все эти три уровня гармонично друг с другом связаны, можно сказать, получается идеальный пост. Понятное дело, что в современных условиях довольно тяжело полностью осуществить все это, однако цель - стремление к этому идеалу.

- Можно ли сказать, что пост, говоря простыми словами, является своего рода детоксом для тела, души и духа?
- Да, безусловно. Более того, мы знаем, что нередко при каких-либо заболеваниях врачами прописываются диеты, что позволяет организму очиститься, самовосстановиться. Во время поста происходит то же самое, это своего рода профилактика, которая время от времени необходима нам. Мы все чаще и чаще слышим о важности цифрового детокса, о вреде информационного шума. Все эти новости, мемы и прочий развлекательный контент забирают наше драгоценное время, у современного человека не остается сил, чтобы побыть с самим с собой, наше внутренне "я" подавляется. А еще есть наши близкие, семья, которым тоже важно уделять внимание. Однако детокс не является конечной целью поста. Очиститься необходимо, чтобы с новыми силами посмотреть на себя, свою жизнь и что-то изменить в ней.

- Почему нынешний пост называется Великим, и каково его значение, почему он так важен для христиан?
- Всего в православии четыре многодневных поста - Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Великий пост - это подготовка к встрече Светлого Христова Воскресения (Пасхи), подготовка к самому главному празднику в христианстве. Пасха в православии называется "праздником праздников" и "торжеством из торжеств". Также это самый продолжительный из постов, он длится семь недель. Великий пост является самым строгим по предписаниям в отношении ограничений. Однако следует учитывать, что Типикон (Устав) возник в монастырской среде, поэтому пищевые ограничения для мирян адаптируются с учетом условий их жизни. Все предписания носят рекомендательный характер.

Техобслуживание для человека

- Что нужно делать в Великий пост, а чего делать нельзя?
- Если говорить об ограничениях, а точнее самоограничениях, то по уставу в Великий пост православным рекомендуется воздерживаться от "скоромных" продуктов: мяса, рыбы, яиц, молока. Конечно, человек должен оценить свое состояние здоровья и понять, не навредят ли ему в случае определенных заболеваний те или иные ограничения. Речь идет не о том, что Церковь просто запрещает что-то в Великий пост верующим. Скорее она призывает самому выбрать уровень, который поможет как вашему телу, так и душе и духу очиститься, измениться и подготовиться к Пасхе. Можно использовать период поста, чтобы бороться с какой-то вредной привычкой, которую христианство называет грехом или страстью, а также культивировать в душе, в своей жизни какую-то позитивную сторону, на которую часто времени не хватает. Это время борьбы, скажем так, с самим собой, со своим негативным "эго".

- А концептуально в чем смысл Великого поста?
- Как мы уже говорили, это подготовка к празднику Пасхи. Великий пост в христианской традиции называется "весной духовной", то есть это некий период регенерации подобно возрождению природы, который отражается в душе человека, в жизни Церкви. Чтобы подготовиться к чему-то важному, нужно определенное время, мы не можем просто щелкнуть тумблером и перейти из одного состояния в другое. Так и здесь, Пасха требует определенной подготовки. Во время поста православные много времени уделяют чтению Священного Писания, чаще посещают храмы и богослужения. В каком-то смысле Великий пост - некое подведение итогов года, которое нам необходимо, как, например, автомобилям регулярное техобслуживание. Пост позволяет немного отстраниться и посмотреть на свою жизнь со стороны, оценить, что с человеком происходит и какова динамика его пути.

Смысл - обрести силы, а не истощить организм

- Всем ли можно поститься? Есть ли какие-то ограничения для детей, больных, беременных или пожилых?
- Идеал поста отражен в Типиконе, однако есть реальность, современные условия жизни и обстоятельства: если у человека есть заболевания или он находится в условиях, при которых объективно соблюдать пост проблематично. Когда речь идет о детях, беременных женщинах и пожилых людях, важно адекватно оценивать возможности. Поэтому в случае проблем со здоровьем надо следовать рекомендациям врача. Священники тоже зачастую помогают в этом вопросе прихожанам, так как в начале поста некоторые просят благословить те или иные послабления, отталкиваясь от конкретного случая. Церковь адекватно подходит к вопросу соблюдения поста прихожанами. Если человек, к примеру, лежит в больнице - никто не будет требовать от него строгого соблюдения предписания по Типикону. Болезнь - уже сама по себе определенный пост. Смысл поста не в том, чтобы истощить силы и дойти до Пасхи в состоянии полного изнеможения. Наоборот, пост нужен, чтобы собраться, обрести силы.
Вместе с тем в современном мире не так уж и сложно поститься. На прилавках магазинов много постных продуктов. Во многих ресторанах и кафе есть постное меню. Можно подобрать себе подходящий рацион. Главная идея - почувствовать какое-то самоограничение, провести работу с внутренней самодисциплиной. Ощутить, как ты можешь контролировать свои телесные позывы. Поэтому если по медицинским причинам полноценный пост противопоказан человеку, а он, допустим, каждый день пьет кофе, то можно попробовать отказаться от него. Провести такую аскетическую практику. Отказ от просмотра фильмов, сериалов и т.д. тоже может быть серьезным испытанием и работой над собой для некоторых из нас.

- Как в условиях СВО, после теракта сохранить мир и спокойствие в душе - от новостей, увы, не убежишь?
- Невозможно полностью выйти из информационного поля, однако никто не заставляет нас каждые несколько минут брать в руки телефон и прокручивать новостную ленту. Можно установить лимит, понимая, что наряду с виртуальным миром есть мир реальных людей. Общение с ними и есть настоящая форма межличностных отношений. Сталкиваясь с трагичными событиями, христианин стремится не останавливаться на этой информации. Происходящее становится для него поводом для молитвы о тех, кто в ней нуждается, и живых, и умерших. Это дает возможность создать "островки тишины" среди бушующего шторма повседневной жизни. Еще одной реакцией может стать помощь пострадавшим. Это будет намного полезнее растрачивантя сил и энергии на переживания, которые ничего не могут изменить.

- Что делать в момент, когда в душе поднимается ярость, боль? Кому молиться, как остаться христианином?
- Во время Великого поста многие православные читают Псалтирь - ветхозаветную книгу псалмов или гимнов. В ней есть тексты, в которых верующий молится в ситуации страдания, жизненной катастрофы, разочарования. Он честно и открыто говорит Богу об этих обстоятельствах, выражает весь спектр своих чувств, но одновременно передает эту ситуацию Богу. Тем самым он старается посмотреть на происходящее в более широкой перспективе, которая превосходит точку зрения человека и, может быть, целого общества в ту или иную историческую эпоху. Тем самым вера оказывается не чем-то абстрактным, а дает силу в разных реалиях жизни. Часто в этих текстах мы видим изменение настроения - от разочарования к надежде, человек получает новый духовный и жизненный опыт. Можно найти такие тексты, на которые лучше всего откликается сердце, можно молиться своими словами. Многие события в нашей жизни мы не можем изменить, но только от нас зависит, останемся ли мы людьми в непростых жизненных обстоятельствах, прервется ли на нас спираль ненависти и сможем ли мы зажечь хотя бы небольшой огонек надежды для окружающих.

- Отец Владимир, а с чего бы вы посоветовали начать людям, которые, возможно, далеки от Церкви, но хотели бы попробовать поститься? 
- Во-первых, человеку надо понять, что он хочет от поста получить. Если это желание, стремление соответствует тому, о чем говорит Церковь, то есть цель так или иначе заключается в духовном росте, развитии внутреннего мира, то, безусловно, можно и нужно попробовать. Также важно помнить, что пост - это не только ограничение рациона, поэтому посещение церкви, богослужения, участия в таинствах, чтение Священного Писания - всему этому нужно уделить время. Чтобы пост был осмысленным, более предметным, можно выделить несколько вечеров и составить список того, что, как вам кажется, мешает вам быть самим собой, понять, что вы бы хотели изменить в своей жизни. И с помощью Божией, и своими усилиями использовать период поста, чтобы попытаться нарисовать лучшую картину самого себя. Открыв Евангелие, мы увидим, как там изображается человек, каков его образ. Полнота этого образа открыта в Иисусе Христе. Хотя каждый из нас далек от этого идеала, к нему следует стремиться на пути духовного роста.

Беседовал Григорий Тимченко


Санкт-Петербургская духовная академия

191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. Обводного канала, д. 17

Упоминания в новостях

Все новости