В рамках нового проекта "Умное путешествие", реализуемого под эгидой епархиальной комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства совместно с радио Санкт-Петербургской митрополии "Град Петров", с 23 по 25 февраля состоялся первый выездной семинар "Путь к себе". Местом проведения семинара был выбран эстонский город Раквере. Возглавил поездку и провел семинар председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев совместно с супругой Любовью Дягилевой.
Участники семинара посетили ряд православных святынь. В Пюхтицком Успенском женском монастыре для петербуржцев была проведена экскурсия. Им рассказали об истории монастыря, созданного князем Сергеем Владимировичем Шаховским и его супругой Елизаветой Дмитриевной, о монашестве как об особом пути духовной жизни. Протоиерей Александр Дягилев обратил внимание участников на то, что слово "монашество" происходит от греческого "монос" - один; это путь пребывания наедине с Богом. Изначально монашество - это пустынножительство, но и в общежительном монастыре, несмотря на совместное ведение хозяйства насельниками обителей, идея уединенного служения Богу постом и молитвой остается. Чтобы идти по этому пути, нужно иметь особое призвание и особые дарования от Бога, как об этом сказано в Евангелии: "Не все вмещают слово сие, но кому дано" (Мф. 19:11). Уход в монастырь из-за неудач в мирской жизни не оправдан: в монастырь нужно уходить от избытка, а не от недостатка, главный мотив - идти к Богу, а не уходить от проблем.
В Раквере участники семинара посетили церковь Рождества Богородицы, где настоятель протоиерей Александр Лебедев рассказал о чудесном обретении мощей новомученика священника Сергия Флоринского, расстрелянного большевиками в 1918 году. Это малоизвестный, к сожалению, Санкт-Петербургский святой - священник военного ведомства Российской Империи, вместе со своей воинской частью оказался в конце 1917 года в Эстляндии. Его семья в это время оставалась в Петергофе, куда и он рассчитывал вернуться через какое-то время. Но начавшиеся революционные события этому воспрепятствовали. Когда Раквере был занят войсками Эстляндской трудовой коммуны, отец Сергий был арестован и расстрелян 30 декабря 1918 года. Перед расстрелом он написал своей рукой: "Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь". Канонизация священномученика Сергия Флоринского состоялась в 2002 году по представлению Санкт-Петербургской епархии, его мощи были обретены в 2003 году почти полностью нетленными. Протоиерей Александр Лебедев рассказал, что при обретении мощей чувствовалось явное благоухание, которое отмечали не только присутствовавшие православные верующие, но и представители местной администрации, и работники кладбища, на котором тело отца Сергия было перезахоронено в 1919 году, через какое-то время после расстрела. Перед мощами священномученика был отслужен молебен.
Участники семинара посетили лютеранскую церковь Святой Троицы, где были тепло встречены настоятелем пастором Тауно, который рассказал, что изначально храм был построен в XIV веке как католический и освящен в честь архангела Михаила. После Реформации храм стал лютеранским и был переименован. В XIX веке был установлен уникальный орган, на котором впоследствии играл известный эстонский композитор Арво Пярт. Одной из участниц семинара также разрешили сыграть на этом органе.
Во время самого семинара, который состоялся 24 февраля, была затронута тема любви к себе в христианском понимании. Каждый человек является образом Божиим, иконой Бога, и поэтому наши грехи и ошибки - это повод к покаянию и исправлению, а не отрицанию ценности себя как личности.
"Мы часто слышим фразу "ненавидь грех, но люби грешника", это относится и к нам самим", - подчеркнул протоиерей Александр Дягилев. - Если я - образ Божий, то я хороший, ибо Бог ничего плохого не творил. Да,икона может оказаться в грязи, в канаве, выпачканной, и долг всякого христианина, увидевшего икону в грязи, достать ее, отмыть, очистить и поставить на заслуженное место. В случае человека - мы сами оказываемся виновны в том, что пачкаемся. Но и это не повод говорить о себе: "Я и есть грязь". Нет, я - это я, а моя грязь - это моя грязь. Если я осознаю себя грязным - моя задача пойти в душ, вымыться, выстирать одежду, сделать выводы, как мне поступать, чтобы больше в эту грязь не попадать. В духовном смысле очиститься - это пойти на исповедь, регулярно причащаться, удерживать себя от грехопадений и тех ситуаций, когда я рискую впасть в грех. Если я и есть грязь, зачем очищать грязь от грязи? А вот если я - икона Бога, тогда есть смысл работать над собой. Подлинная любовь к себе - это активная заинтересованность в спасении своей души".
Отец Александр объяснил, что любовь к себе следует отличать от греха самолюбия, когда человек считает себя лучше других. В каждом человеке надо видеть образ Божий, несмотря на все его грехи. На этом и основана идея "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мк. 12:31): если человек не умеет любить себя, то есть не печется о спасении своей души, он не сможет полюбить и ближнего.
Внутренняя установка "я плохой", отметил отец Александр, запускает психологический механизм самоуничтожения, который может проявиться прямо, в депрессиях и суициде, а может осуществиться через "медленное самоубийство": пьянство, употребление наркотиков, курение, разрушение своей семьи. Человек, внутренне считающий, что он плохой, настроен на поиск недостатков в других людях, чтобы на их фоне казаться себе не таким уж плохим. Его самооценка все время "скачет", он слишком зависит от чужого мнения и поведения. Тут стоит вспомнить слова преподобного Амвросия Оптинского: "Смотри на себя, и хватит с тебя".
Другая крайность, подчеркнул отец Александр, - желание быть для всех "хорошим". Это приводит к тому, что человек старается казаться хорошим.
"Это и есть лицемерие, которое осуждает Господь (Лк. 12:1-2). Слово "лицемерие", по-гречески "υπόκρισις", дословно переводится как "ношение лица под лицом", иначе говоря - ношение маски. Человек носит маску, боясь, что люди поймут, что он плохой. При этом человек чувствует, что его никто не любят, потому что любят его маску, а не его самого. Это заставляет его еще больше цепляться за маску. А теперь подумайте: если человек считает себя плохим, носит маски, разве может он любить ближних?" - спросил отец Александр.
В конце участники семинара получили распечатку картины "Христос снимает маски".
25 февраля участники семинара посетили два средневековых замка - в Раквере и в Пуртсе, где им рассказали о том, как проводилась христианизация земель восточной Эстонии датчанами, немцами и шведами. Часто это сопровождалось насилием над местным населением. Собственно, опасаясь простого народа, рыцари-чужеземцы и возводили неприступные замки. Неудивительно, что эстонцы считаются одним из самых малорелигиозных народов в Европе. Эта история стала поводом для размышлений о воспитании детей: можно ли обратить в веру через насилие?
В завершение программы участники семинара посетили Воскресенский кафедральный собор в Нарве, где для них тоже была проведена экскурсия. Экскурсовод Владимир, сотрудник храма, не только рассказал об истории и архитектуре собора, но и прочитал небольшую лекцию том, что в Таинствах Крещения или Венчания люди приносят Богу клятвы, и если мы регулярно нарушаем клятвы, данные Богу, то странно ожидать от Господа, чтобы Он нас слышал или исполнял наши просьбы. Для участников семинара это также стало поводом для глубоких размышлений.
Цель "Умного путешествия" - погружение людей в тему семьи: размышление о взаимоотношениях в семье, о смысле жизни, о духовных ценностях, о семейных ценностях с православной точки зрения. Отрыв от привычного места жизни и работы позволяет посмотреть на свою жизнь иначе, увидеть, что и как в ней можно изменить. В программе семинаров - посещение святых мест, исторических и природных достопримечательностей. Поездки предназначены как для супружеских пар, в том числе с детьми, так и для одиноких людей, особенно тех, кто пережил развод или овдовел. Планируется, что выездные семинары из цикла "Умное путешествие" будут проходить как в формате дальних многодневных поездок, так и однодневных пешеходных прогулок. У каждого семинара будет своя тема.
Ближайшая поездка намечена на 28 марта - 5 апреля в Святую землю. Она приурочена к Великому посту и будет называться "От смерти к жизни". В программу входит чтение жития преподобной Марии Египетской на месте ее подвигов, чтение 12 Евангелий на местах евангельских события в преддверии Страстной седмицы. По всем вопросам обращайтесь по телефону +7-921-799-48-09 или по e-mail commission.spb@mail.ru.
ИА "Вода живая",
25.02.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Епархиальные отделы