Протоиерей Александр Дягилев провел семинар по проблемам семьи

В помещении Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства 26 апреля состоялся семинар по работе с кризисными супружескими парами. Участниками семинара стали прихожане петербургских храмов: по благочиниям было разослано приглашение с предложением об участии.
Протоиерей Александр Дягилев провел семинар по проблемам семьи

Председатель комиссии протоиерей Александр Дягилев поделился с участниками семинара опытом своей работы в рамках проекта "Супружеские встречи" и объяснил, что многие традиционные представления о семье в наше время "не работают", поскольку изменился сам тип семьи. Семья из классической патриархальной стала сначала советской "детоцентричной", а в наши дни появился новый тип семьи - супружеская демократическая. В каждом типе семьи отношения между мужем и женой выстраиваются, исходя из разных принципов.

Особенности патриархальной семьи - иерархия (муж во главе), общая цель (выживание и развитие), способ достижения (много детей), система взаимоотношений (зависимость). Все отношения строятся на традициях.

Однако скачкообразные изменения образа жизни в ХХ веке в каждом из поколений, истребление активных здоровых мужчин в войнах, революциях и репрессиях, повышение образовательного, социального и экономического статуса женщины, а также появление пенсионной системы привело к почти полному исчезновению патриархальных семей к середине ХХ века.

Новый тип семьи с послевоенных лет до конца ХХ века - это "детоцентричная" семья. Ее особенности: главная в семье - мама (или бабушка); все делается "ради ребенка", наличие отца не обязательно. Цель - дать ребенку счастливое детство и хорошее образование, потом - трудоустроить и поднять как можно выше в социуме. Таким образом, не происходит естественного разрушения диады "мать-ребенок". За мужчиной признается формальный титул "главы семьи", но его реальные функции в семье - материальное обеспечение жены (или старшей женщины в семье), хозяйственные работы по дому, телесные наказания детей. Несколько поколений часто живут в одном доме (квартире). Характерен высокий уровень потребления алкоголя в быту; супружеские измены и разводы случаются весьма часто.
 
Женщина с детства усваивает, что "должна быть сильной", "мужчинам доверять нельзя" и главная задача - "посвятить себя ребенку". Ребенок в семье один, максимум - два. Аборты - "это нормально, хоть и плохо": женщины в то время делали порой по двадцать-тридцать абортов за свою жизнь.

Часто - "однополые" семьи: бабушка-мама-дочка… Если в семье рождается сын, между ним и мамой часто формируется "эротический компонент отношений": мама устраивает "сцены ревности", если у ее повзрослевшего сына начинаются серьезные отношения с какой-либо девушкой.

Формируется мужской инфантилизм. Ребенку (особенно мальчику) запрещают чувствовать что либо, кроме радости и счастья, алекситимия становится нормой. При попытке выйти из-под маминого контроля начинается шантаж, предъявление счетов "за счастливое детство"... Классическая манипулятивная фраза: "Жен (мужей) у тебя может быть много, а мать одна". Происходит нарушение заповеди: "Оставит человек отца своего и мать свою..." (Быт 2, 24; Мф. 19, 5), причем человек не может "оставить мать" именно потому, что мать не отпускает.

В наши дни это все еще основной тип семейных отношений, но в самом конце ХХ века получила распространение новая модель семьи - супружеская, или демократическая. Ее особенности: муж и жена не зависят друг от друга, оба экономически и интеллектуально находятся в равном положении. Для такой семьи характерно как легкое начало отношений, так и относительно легкое расставание, развод не воспринимается как трагедия. Цель брака - взаимная поддержка в развитии и взаимное удовлетворение потребностей. Вопрос о количестве и вообще наличии детей супруги решают по взаимной договоренности. Ничто не работает "по умолчанию": традиции предков не помогают, да и уже подзабыты, обо всем приходится договариваться. Поэтому возникает особая потребность по прохождению супругами специализированных программ, направленных на развитие диалога в семье.

Отец Александр рассказал о проектах, реализуемых под эгидой Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и при поддержке благотворительного фонда поддержки семьи "Добрый Дом", особенно подчеркнув, что в основе всех этих проектов лежит помощь людям в выстраивании диалога и понимании чувств друг друга. Была предложена схема работы с семейными парами в кризисе: установить эмоциональный контакт; выслушать обе стороны; проявить эмпатию; поделиться своими чувствами; помочь сформулировать запрос для дальнейшей работы с психологом, исходя из конкретной ситуации; дать надежду, и настроить на работу; направить на специализированную программу или к специалисту. Для верующих - участие в богослужениях и церковных Таинствах, невоцерковленным необходимо сначала пройти катехизацию.
 
Отвечая на вопросы, отец Александр подчеркнул, что многие пары надеются, что им удастся справится самим или что "Бог Сам все устроит".

"Но уповать на чудо от Бога - это нарушение заповеди "не искушай Господа Бога твоего" (Мф. 4:7). Человек, ждущий чуда от Бога, должен и сам потрудиться. Всем известно чудо претворения воды в вино в Кане Галилейской, но обратите внимание: прежде чем Господь совершил это чудо, человеческие руки натаскали воды в водоносы (Ин. 2:7). Так и мы - сначала должны выполнить человеческую часть работы над своими отношениями, конечно, не забывая о молитве, и лишь тогда уповать на чудо от Бога, когда мы сделали все, что могли. Потому я и поставил рекомендацию отслужить молебен или прийти на исповедь и причаститься в конце списка того, что можно рекомендовать семье в кризисе", - подытожил отец Александр.
ИА "Вода живая",
26.04.17