Прошла конференция о современных религиозных процессах

Международная научная конференция "Влияние современной эпидемической ситуации на динамику религиозных процессов" прошла 9 февраля в Голубом зале РГПУ имени Герцена. Соорганизаторами конференции выступили Омский государственный университет имени Федора Достоевского, Северный арктический федеральный государственный университет имени Михаила Ломоносова, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Областной университет имени Александра Пушкина, Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА), Центр этнорелигиозных исследований, Петровская академия наук и искусств. Инициатором конференции стала кафедра истории религий и теологии Герценовского университета. Из-за ограничений, связанных с распространением Covid-19, конференция проходила в формате видеоконференцсвязи с трансляцией в YouTube.
Прошла конференция о современных религиозных процессах

Конференция проходила при поддержке комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по общественной жизни, науке, культуре и информации и по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни.

Пленарное заседание вели директор Института истории и социальных наук РГПУ имени Герцена Роман Соколов и председатель епархиального ОВЦО протоиерей Александр Пелин.

К участникам конференции с приветствиями обратились: ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Андрей Третьяков, проректор по научной работе РГПУ Елена Лактионова, ректор Северного арктического университета имени Ломоносова Елена Кудряшова, председатель экспертного совета ВАК при Минобрнауки России по теологии, председатель научного совета НОТА профессор Дмитрий Шмонин, президент Петровской академии наук и искусств, президент института истории и социальных наук РГПУ Алексей Воронцов, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

"Коронавирусные ограничения показали, что есть запрос на виртуализацию церковной жизни. Насколько религиозная жизнь вмещается в виртуальный формат? В отличие от коммерции и других сфер жизни, религиозная составляющая не может быть лимитирована узкими рамками индивидуального пространства. Эмоционально-психологическое влияние на верующих коронавирусной повестки, которое широко было представлено в публичном пространстве, также оставалось актуальным. Часть религиозно настроенной аудитории спокойно приняло ограничения, часть категорически не приняла эти вызовы. Церкви пришлось добиваться, чтобы разномыслия, противоречия остались за пределами ее ограды и разделения не вносились в сердцевину ее жизни", - отметил, в частности, Вахтанг Кипшидзе.

Было зачитано приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

Профессор Омского государственного университета Павел Зайцев попытался дать определение человеческой суверенности в ситуации "новой нормальности". Он подчеркнул, что пандемия заставила большинство людей на планете усомниться в целостности мира. За годы пандемии приобрела самостоятельность и независимость виртуальная реальность. Изменения, произошедшие в жизни, невозможно игнорировать в теолого-религиоведческих исследованиях.

Профессор РГПУ Александр Прилуцкий выступил с докладом "Влияние противоэпидемических ограничений на современную эсхатологию", подчеркнув, что исключительные обстоятельства (войны, эпидемии, стихийные бедствия) во все времена рождали эсхатологические мифологемы и мифотеологемы. Подобные явления наблюдаются и сейчас. Зародившиеся и получившие хождение медицинские мифы можно подразделить на "эсхатологические" (основанные на теме "последних времен") и "неэсхатологические" (не связанные с религиозными мотивами).

И.о. директора Гуманитарного института НовГУ Даниил Крапчунов представил анализ приходской литургической практики последнего времени в свете противоэпидемических ограничений. Наряду с достаточно традиционными формами, которые известны уже несколько веков, - например, причащением в период эпидемий, - в отдельных случаях произошли серьезные трансформационные изменения приходской жизни - практика причащения одноразовыми лжицами, более широкое введение общей исповеди и т.п.

ИА "Вода живая",
09.02.22