Подопечные социального центра посетили Эрмитаж

Подопечные социального центра епархии 11 марта побывали на выставке " Незримое искусство: Расширяя границы возможного" в Главном штабе - филиале Эрмитажа (подробнее про выставку - в № 3 журнала "Вода живая" за 2022 год). Их сопровождала руководитель координационного центра по работе с инвалидами ОЦБСС Надежда Арзамасцева.

Экскурсию провел куратор выставки - заведующий музейной лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Игорь Малкиель. Экспозиция предназначена, в первую очередь, для незрячих и слабовидящих: помимо традиционных этикеток все экспонаты снабжены надписями, сделанными шрифтом Брайля, в буклете выставки текст дублируется этим шрифтом. Учтены особенности восприятия других групп людей с ограниченными возможностями здоровья: слабослышащих, колясочников, людей с ментальными нарушениями. Например, зайдя по ссылкам с помощью QR-кодов, люди с ослабленным слухом могут прослушать тексты в наушниках. Но выставка интересна для любого посетителя: она знакомит и с археологическими раскопками, проводимыми Эрмитажем, и с современными технологиями, с помощью которых осуществлен проект, и с самими произведениями искусства, на основе которых созданы инклюзивные объекты.

Самый большой раздел посвящен росписям древнего Пенджикента - этот город существовал в V-VIII веках на территории современного Таджикистана. Во многих домах Пенджикента сохранились уникальные росписи, относящиеся к доисламской культуре. Для создания инклюзивных объектов был выбран фрагмент росписи, центральную часть которого занимает изображение битвы амазонок, а фриз состоит из сюжетов басен Эзопа, Махабхараты и других произведений. "Эти сюжеты всем знакомы: благодаря пересказам Лафонтена и Крылова они бытуют и у нас, - рассказал Игорь Малкиель. - Некоторые оказали влияние на русские сказки. Мы поняли, что характер изображения напоминает современные комиксы, и создали мультфильмы". Движущиеся сюжеты в сопровождении звучащих комментариев хорошо воспринимаются и слабовидящими, и слабослышащими, и людьми с ментальными нарушениями.

Посетители выставки ознакомились также с рельефной моделью, созданной на основе картины Рембрандта "Автопортрет с затененными глазами" из собрания Лейденской коллекции (США). В экспозиции демонстрируется фильм, повествующий о сложных процессах перевода двухмерного изображения в трехмерное и о методиках создания тактильных моделей.

Еще один раздел выставки посвящен древнему ковру, найденному сотрудниками музея при раскопках курганов в Горном Алтае. С помощью мастеров из художественного музея в Азербайджане воссозданы фрагменты этого ковра, в которых сочетается техника ворсового и безворсового ковроткачества. Фрагменты приятны на ощупь, можно ощутить объем и фактуру материалов. Петербургские специалисты воссоздали в объеме войлочные изделия, найденные в кургане, - фрагменты ковра и фигурку лебедя.

С помощью технологий, использованных в проекте, можно сделать объемные иконы и "оживить" библейские сюжеты. Нынешняя выставка продлится до конца месяца, но Эрмитаж продолжит разрабатывать инклюзивные проекты. Есть замысел организовать выставку на тему собак в искусстве: на это сотрудников музея вдохновили посетители, пришедшие с собаками-поводырями.

"Мне понравилась выставка, особенно заинтересовал шрифт Брайля. Моя подруга им владеет, а я пока нет", - поделилась впечатлением подопечная центра Анна. "Я впервые в Главном штабе, понравились само это пространство и доступность выставки для людей с ограниченными возможностями. Поучительны истории, рассказанные в баснях, - они древние, но по смыслу современны", - рассказала Ирина.

"На экскурсию записались семь человек, а в итоге пришли больше тридцати, - рассказала Надежда Арзамасцева. - Это колясочники, ребята с ДЦП, с ментальными особенностями и слабовидящие, а также преподаватели мастерских нашего социального центра, волонтеры и родители. Рассказывая, куда мы пойдем, я упомянула, что Игорь Малкиель работал над реставрацией раки святого Александра Невского (см. № 6 журнала "Вода живая" за 2019 год. - Прим. ред.), и они этим заинтересовались. От выставки ребята в восторге: слабовидящие читали надписи шрифтом Брайля, ребята с аутизмом с удовольствием смотрели мультфильмы, колясочникам было удобно знакомиться с тактильными экспонатами, расположенными на нужной высоте. Мы мечтаем о доступной среде в храмах. Здесь - комплексный подход к проблеме инклюзии, ознакомиться с ним было интересно".

Фото Алексея Фефелова
ИА "Вода живая",
11.03.22