Состоялась встреча, посвященная истории присутствия русского монашества на Афоне

Лекцию, посвященную истории присутствия русского монашества на Святой горе Афон, прочел 14 августа церковный историк Михаил Шкаровский в доме причта храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове. На встрече была представлена его книга "Тысяча лет Русского Афона. Духовный подвиг русского монашества", выпущенная издательством СПбДА, преподавателем которой он является.
Состоялась встреча, посвященная истории присутствия русского монашества на Афоне

Настоятель храма протоиерей Вадим Буренин, приветствовав собравшихся, отметил, что исследования Михаила Шкаровского о русском Афоне продолжают научные труды, начатые в XIX веке епископом Порфирием (Успенским), архимандритом Антонином (Капустиным) и профессором-историком Евгением Голубинским. "История святости Руси невозможна без духовности Афона, - подчеркнул священник. - Многие святые угодники Божии посещали Святую гору, некоторые жили там на протяжении длительного времени. Не всем известно, что преподобный Нил Сорский прожил там два десятилетия. Благодаря святому преподобному Паисию Величковскому были переведены труды афонских монахов, что помогло в дальнейшем появится такому духовному явлению, как оптинская святость. Знаменательна история жизни последнего настоятеля Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина). В 1965 году на Афон было послано пятеро монахов из России, но возможность жить получили только двое, одним из них был схиархимандрит Иеремия, скончавшийся в начале августа этого года на 101-м году жизни. Встреча с ним помогла мне увидеть подлинную духовность, которая помогает людям, приезжающим на Афон, обрести мир и покой души".

Михаил Шкаровский рассказал об истории русского монашества на Афоне, подробно остановившись на XX веке. Знаменательно, что накануне 1917 года в Свято-Пантелеймоновом монастыре жили две тысячи монахов, а всего святогорцами были пять тысяч выходцев из России.

Историю присутствия русского монашества в земном уделе Богородицы принято отсчитывать от 1016 года, к которому принадлежит документ, подписанный настоятелями афонских монастырей, в том числе настоятелем монастыря "росов", то есть русских. После крещения Руси великий князь Владимир основал монастырь в Палестине и обитель Успения Пресвятой Богородицы на Святой горе. Она получила название Ксилургу, что значит "древодел", сейчас является скитом Свято-Пантелеимонова монастыря.

Лектор рассказал о святых Афона, судьбы которых связаны с историей Православной Церкви в России, начиная со святого Антония Печерского и заканчивая Силуаном Афонским, выходцем из русских крестьян, прославленным Константинопольским Патриархатом.

Особого упоминания заслуживает святитель Савва Сербский. Являясь сыном самодержца Сербии, он избрал иноческий путь, много лет подвизался в Свято-Пантелеймоновом монастыре, а впоследствии стал основателем автокефальной Сербской Церкви.

Кроме того, было упомянуто о внимании Дома Романовых к Афону. Первым из августейших особ там побывал великий князь Константин Константинович. Всего паломничество на Святую гору совершали от пяти до десяти тысяч человек в год. Также несколько слов было сказано об афонских подворьях. Два из них существовали в Санкт-Петербурге. В Старо-Афонском, на 5-й Советской улице (ранее Рождественской) находился архив, для которого было построено новое здание. В год празднования 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне городские власти освободили это здание.

После лекции слушателям были розданы иконки великомученика Пантелеимона, которые были приложены к его мощам на Святой горе.

ИА "Вода живая",
14.08.16