Встреча кинолектория протоиерея Георгия Митрофанова прошла в Казанском соборе

В культурно-просветительском центре Казанского кафедрального собора 16 сентября возобновил свою работу кинолекторий профессора СПбДА, доктора богословия протоиерея Георгия Митрофанова "Историческая судьба России в отечественном кинематографе".
Встреча кинолектория протоиерея Георгия Митрофанова прошла в Казанском соборе

На примере фильма Павла Чухрая "Вор", вышедшего на экраны в 1997 году, состоялось обсуждение темы "Крестный отец в советском интерьере".

Участники встречи посмотрели фрагменты картины, после чего отец Георгий проанализировал их, разъясняя смысл и историческую подоплеку.

"Вор" - одна из лучших кинокартин 1990-х. Лента создана Павлом Чухраем в определенном контрапункте с фильмами его отца, режиссера Григория Чухрая, в частности, с "Балладой о солдате". Однако в высшей степени актуальный для своего времени "Вор" снят в иной, далеко не романтической манере. Работы в фильме актеров Владимира Машкова и Екатерины Редниковой стали настоящим прорывом в их кинокарьере".

Сюжет фильма таков: в послевоенные годы женщина, муж которой погиб на войне, встретила и полюбила человека, оказавшегося вором. Все события даны в восприятии маленького мальчика, ее сына.
 
"Ни в одной стране мира столько людей (в процентном отношении к общему числу населения и за столь короткий срок) не прошли лагеря и тюрьмы, сколько у нас, - отметил отец Георгий. - И большая часть тех, кто попал в заключение или стал спецпереселенцем, были безвинны. Они испытали на себе весь ужас карательной системы и террора уголовников. И если до революции на каторге политические заключенные пользовались определенными привилегиями по сравнению с уголовниками, в советской системе наказания все было наоборот. Эта приобщенность десятка миллионов людей к теме лагерной жизни привела к тому, что блатной язык и стилистика отношений укоренились в обычной жизни. Более того, возник феномен: в послевоенное время образ блатного становится модным, в том числе и в среде советской молодежи. Фильм "Вор" во многом помогает объяснить, почему для нескольких поколений в качестве идеала выступает уголовник".

Отец Георгий объяснил, что для маленького героя фильма, который нуждается в отце, отнятом у него войной, уголовник сразу становится "псевдоотцом". Важно, подчеркнул отец Георгий, что вор одет в военную форму и представляется военным.

Лектор развенчивает расхожий штамп о том, что в советское время люди жили бедно, стесненно, но якобы "высокодуховно". Люди были вынуждены сосуществовать друг с другом в тесных пространствах коммунальных квартир, где не было возможности нормально построить свою жизнь, интимные отношения. Дети большую часть своего времени проводили во дворах, где их ждала встреча с жестокими законами улицы и коллективом сверстников, в котором необходимо себя утвердить.

"Обратите внимание, как дети во дворе принимают главного героя - вора Толяна, они чувствуют его грубую физическую силу. Даже взрослые - свидетели сцены разборки - не участвуют в ней, а лишь наблюдают. По своему горькому опыту они знают, как легко можно осложнить себе жизнь, вмешавшись во что-то", - заключает лектор.

Показательна сцена празднования, в котором участвуют все жильцы коммуналки. Она пропитана фальшью: и праздник, устроенный вором Толяном, чтобы обмануть соседей (позднее он обворовывает квартиру), и фронтовая песня, звучащая из уст этого человека, который никогда не воевал, и сосед Давид Соломонович, произносящий формальный тост за Сталина. Но эта фальшь, ложь помогает людям выживать, адаптироваться в быту.

Люди живут в атмосфере нескончаемой борьбы с врагами, их поиска. Здесь показательно то, как вор объясняет ребенку, зачем ему нужно залезть в квартиру: это квартира врага, а с врагом можно действовать без правил и принципов.

"Атмосферу тотальной лжи и страха, которая пронизывала жизнь советских людей, хорошо иллюстрирует анекдот: "Как жили при Сталине? Как в трамвае: одни сидят, другие трясутся", - комментирует отец Георгий. Он подчеркнул, что уязвимость человека, его обреченность, возможность быть арестованным ни за что формировала закомплексованных, запуганных людей, и дети, не понимая происходящего, видели своих трусливых, постоянно лгущих родителей. Когда подросток встречал человека, уверенного во всем, претендующего на роль хозяина жизни, тот становился его кумиром. Чаще всего это были старшие сверстники, приобщенные к блатному миру, начинающие уголовники. Их дерзость, храбрость, напор вызывали расположение.

Парадокс в том, что те, кто боялся и лгал, пытались слабыми силами, но созидать, а философия сильных и уверенных в себе блатных состояла в бесконечном потреблении, разрушении и жизни за счет других. Не случайно на груди антигероя Толяна красуется татуировка Сталина - по сути, это духовный собрат Толяна, дореволюционный уголовник, утвердивший в стране свои "понятия".

Еще одна важная деталь, которую подметил отец Георгий в картине: в качестве тюрьмы, в которую попадает Толян, мы видим бывший монастырь. Последние монастыри в СССР были закрыты в 1934 году, в это самое время начинает разрастаться система ГУЛАГа. Пустующие монастырские комплексы  часто использовались как лагеря или колонии. "И здесь можно усмотреть дьявольскую пародию, - объясняет отец Георгий. - В монастырь человек приходит свободно, в лагерь его приводят силой, в монастыре он совершенствует себя через послушания и ограничения в пище, а в лагере все эти атрибуты - лишение сна, голод, тяжелый труд - навязывают ему, чтобы он деградировал".

Отец Георгий подчеркнул глубокую трагичность образа главного героя - мальчика Саши. Будучи подростком, при случайной встрече с вором Толяном он решает отомстить за растоптанную жизнь матери и убивает его, тем самым предопределяя свою дальнейшую судьбу. Далее мы переносимся в его взрослую жизнь и видим офицера, воюющего в одной из "горячих точек". На его плече "каинова печать" - татуировка барса, точно такая же красовалась на плече Толяна. И это знак принадлежности героя к миру, где торжествуют грубая сила и беззаконие.

"Фильм рождает трагическое ощущение нашего духовного неблагополучия, невозможности прервать череду грехов, совершаемых отцами в отношении детей. А зловещее название фильма приобретает более мрачный, тотальный характер. Воровской взгляд на мир с успехом тиражируется и в наше время", - подвел итог своих размышлений о фильме отец Георгий.

ИА "Вода живая",
16.09.16