Беседа в рамках кинолектория протоиерея Георгия Митрофанова прошла в Казанском соборе

В крипте Казанского кафедрального собора 16 декабря состоялась очередная встреча с профессором СПбДА протоиереем Георгием Митрофановым в рамках кинолектория "Историческая судьба России в отечественном кинематографе". Она была посвящена фильму Павла Лунгина "Свадьба".
Беседа в рамках кинолектория протоиерея Георгия Митрофанова прошла в Казанском соборе

Состоялся просмотр фрагментов картины. Отец Георгий назвал ее одной из значимых с точки зрения постижения современной российской действительности. В отличие от другого известного фильма Павла Лунгина "Остров", в котором отразились стереотипные представления неофитов о Церкви, "Свадьба" - подлинно христианский фильм, несмотря на то, что герои показаны в неприглядном свете.

Действие фильма разворачивается в российском провинциальном городе начала 1990-х. Таня, которую играет Мария Миронова, возвращается в родные места после неудачного покорения столицы. Внезапно у нее возникает желание выйти замуж за парня, который был влюблен в нее в школе. Мишка Крапивин, которого играет Марат Башаров, - один из немногих жителей города, который не опустился, остался мечтателем и романтиком с чистой душой.  

Отец Георгий обратил внимание слушателей на то, что не первое поколение в нашей стране выросло с ощущением, что необходимо бежать из родных мест. Когда люди живут в уверенности, что в окружающей их жизни нет ничего хорошего, что лучше может быть только "где-то там" - в районном центре, столице или за границей, - это ведет к вымиранию страны.

В последующих сценах показана подготовка к бессмысленному брачному пиру, в котором задействованы практически все жители городка. Люди цепляются за любой праздник, лишь бы забыться на какое-то время. Они живут с ощущением, что в их жизни ничего сущностного, значимого не произойдет, все будет идти по наезженной колее, все предопределено.

Из уст одного из гостей звучит мысль о том, что скоро начнут сажать тех, кто не ходит в церковь. Протоиерей Георгий Митрофанов отметил, что на излете "застоя" и в начале перестройки престиж Церкви был во многом обусловлен именно тем, что это был единственный институт в нашей стране, не связанный с властью. Ужасно, что прошло не так много лет, и люди стали воспринимать Церковь и власть как единое целое.

Показателен образ священника: когда во время застолья он снимает подрясник и начинает петь народную песню, он становится в толпе гостей абсолютно "своим". По своей неразвитости, а не злому умыслу, батюшка ничего не делает, чтобы противостоять греховным устремлениям людей, а ведь люди в присутствии священнослужителя должны собираться, а не раскрепощаться.

Важно, что в фильме нет злонамеренных людей, а есть обделенные и несчастные. И страшно, что праздник кончится, и они вернутся в свою безрадостную жизнь. "Когда я показываю этот фильм семинаристам, я объясняю, что они пойдут служить туда, где такие люди, как показано в фильме, составляют большинство", - сказал отец Георгий.

Следующий цикл встреч в рамках кинолектория протоиерея Георгия Митрофанова в Казанском соборе начнется в феврале и будет посвящен христианской теме в современном западноевропейском и американском кинематографе.

ИА "Вода живая",
16.12.16