Лекция заведующего кафедрой библеистики СПбГУ профессора Анатолия Алексеева "Феномен Священного Писания в религиях. Писание в жизни Израиля" состоялась 18 октября в Феодоровском соборе.
Она стала первой в цикле "Древние тексты в современном мире" - просветительском проекте, посвященном духовной культуре древности в формате edutainment (education + entertainment, просвещение в легкой для восприятия форме подачи).
Руководитель и автор проекта клирик собора иерей Алексий Волчков отметил, что с момента возобновления церковной жизни на приходе возник интерес к изучению и комментированию Священного Писания: проводятся конференции, лекции, выступают видные специалисты. Появилась "Школа библейской филологии": "У нее два направления - изучение библейского иврита, греческого языка Нового Завета и лекции по Ветхому Завету. В этом году мы выиграли президентский грант, что даст возможность продолжать наше дело более основательно, качественно, на большую аудиторию".
В рамках цикла будет проведено более 20 лекций, посвященных Ветхому и Новому Заветам, которые прочтут специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Открытые лекции и занятия адресованы не только петербуржцам, но и аудитории русскоязычных пользователей Интернета.
Настоятель собора протоиерей Александр Сорокин, приветствуя слушателей, подчеркнул, что началом христианского просвещения является Слово Божие, написанное в древности, но актуальное всегда и для всех:
"Знаменательно, что лекции начинает профессор Анатолий Алексеев, так как он участвует в просветительской деятельности прихода с самого начала. У меня с ним содержательное и давнее знакомство. И сегодня я сам с удовольствием его послушаю".Профессор Алексеев отметил, что Библия является Священным Писанием и иудеев, и христиан: иудейское Священное Писание повлияло на христианское, а христианское повлияло на иудейское.
Лектор напомнил, что с конца первого тысячелетия до нашей эры до начала первого тысячелетия нашей эры во многих религиях возникают или оформляются священные тексты. Немецкий философ Карл Ясперс назвал это время осевым - поворотом от мифологического к рациональному сознанию. Священные Писания всех религий - это попытки осмыслить структуру мира и место человека в нем. Все они теоцентричны, в центре имеют понятие "Бог".
"Хотя Библия роднится с многими произведениями древней литературы, у нее особая судьба, - продолжил Анатолий Алексеев. - Отчасти это связано с универсальной цивилизацией, которую создали христианские народы. Ее универсальность в абсолютной ценности всякой личности. Достижение европейского народа в том, что он воспринял Библию как инструмент жизни. В тяжелые, даже страшные времена опереться можно только на христианство".Был затронут вопрос об устной и письменной традиции Писания. Оно не является первым письменным памятником. Первые письменные памятники - это деловые бумаги. Древняя письменность в виде клинописи, рисуночного письма возникла около 3300 года до н.э. Алфавитное письмо в Древнем Египте возникло в связи с подвластной ей тогда Палестиной, когда было необходимо записывать названия ее городов.
Слово "Библия" появилось около 1420 года в сочинении Фомы Аквинского "Подражание Христу". Греческое слово "Biblion" среднего рода множественного числа встречалось и раньше. А латинское "Biblia" женского рода единственного числа - впервые у святого Фомы Аквинского.
В середине XV века первопечатник Иоганн Гутенбург издал первую печатную Библию с предисловием переводчика - блаженного Иеронима. На обложке не было слова "Библия". Оно появилось через 20 лет.
В России первая печатная Библия (Геннадиевская) была издана в 1499 году. Все предыдущее время не было необходимости в полной Библии, так как в Церкви на богослужении использовались только некоторые отрывки.
Лектор рассказал о принятии канона Священного Писания христиан, в который не вошли некоторые неканонические книги, а также о его влиянии на иудейский канон.
ИА "Вода живая",
18.10.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых
191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер AУпоминания в новостях
10 декабря 2025
Прошла встреча, посвященная церковной общине
... Встреча с настоятелем храма апостолов Петра и Павла при РГПУ имени Герцена, руководителем координационного центра по работе с глухими, слепыми и слепоглухими ОЦБСС протоиереем Димитрием Симоновым «Что делает приход общиной» состоялась 10 декабря в просветительском центре Феодоровского собора в рамках проекта «Феосреда» ...
30 ноября 2025
Вышел декабрьский номер журнала "Вода живая"
... Марина Ланская рассказывает о клубе при РХГА ("Читать кино вместе"), Ольга Лебединская ("Про сгоревший удлинитель, перевернутые столы и умножение хлебов") - при Феодоровском соборе, материал Татьяны Кириллиной "Плавание Ионы в море кино" - о клубе "Иона в КиТе" при Институте кино и телевидения ...
25 ноября 2025
Выставка "Доминанты: свет и звук" открылась в Доме журналиста
... В нем приняли участие Воскресенский Новодевичий монастырь, Владимирский собор на Владимирской площади, Николо-Богоявленский морской собор, храм апостола Петра в Веселом поселке, Императорский мемориальный Петропавловский собор, Крестовоздвиженский казачий собор, храм великомученика и целителя Пантелеимона на улице Пестеля, храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове, Феодоровский собор в память 300-летия Дома Романовых, Спасо-Преображенский и Князь-Владимирский соборы ...
29 октября 2025
Прошла беседа о новомучениках
... Накануне Дня памяти жертв политических репрессий, 29 октября, протоиерей Вячеслав Харинов провел в просветительском центре Феодоровского собора в рамках встреч "Феосреда" беседу на тему «Нужны ли нам новомученики?»
По его словам, официальные институты памяти часто не удовлетворяют простых людей ...

