Конференция "Религиозная жизнь в блокадном Ленинграде", посвященная 80-летию Великой Победы, прошла 9 марта на приходе храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.

Клирик храма протоиерей Вячеслав Помаскин посвятил доклад роли блокадного духовенства в укреплении духа защитников города. Гонения на Церковь невиданных масштабов достигли в 1930-е годы. К 1940-м годам, в основном под влиянием внешнеполитических обстоятельств, власти отказалось от запланированного полного уничтожения Церкви в стране, однако ее положение оставалось трагичным. Еще не были изжиты церковные расколы 1920-х годов, часть храмов относилась к обновленческому движению, в городе оставался последний иосифлянский храм - Свято-Троицкая церковь в Лесном.
Отец Вячеслав рассказал о деятельности митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), будущего Патриарха Алексия I. Получив вскоре послание патриаршего местоблюстителя, владыка сразу же сделал его достоянием верующих, а 26 июля сам написал обращение к верующим и духовенству "Церковь зовет к защите Родины". В годы войны он служил в Николо-Богоявленском морском соборе, бывшем в те годы кафедральным, и жил там же.
Духовенство утешало молитвами прихожан, поощряло их к самоотверженному труду, вселяло веру в победу. От имени Церкви подвергались осуждению дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами. Это способствовало изживанию пораженческих настроений, изменило настрой людей. Кроме того, по предложению владыки уже с 23 июня приходы начали сбор пожертвований на оборону.
С конца июня 1941 года храмы стали заметно заполняться народом: горожане перестали бояться репрессий за их посещение. Богослужения пришлось приспособить к военным условиям: утром они начинались в 8:00, вечером - в 16:00, чтобы верующие могли вернуться домой до наступления комендантского часа.
8 сентября сомкнулось кольцо блокады, начались артиллерийские обстрелы. От снарядов и бомб пострадали Никольский, Князь-Владимирский соборы, здание бывшей духовной академии, где размещался госпиталь. Даже отдаленная Коломяжская церковь святого Димитрия Солунского в ночь с 17 на 18 ноября 1941 года подверглась бомбардировке.
В сентябре были разрушены или оказались на оккупированной территории шесть действующих православных церквей в южных пригородах. Полностью была уничтожена Троицкая кладбищенская церковь в Старом Петергофе, Никольская кладбищенская церковь в Колпине, храмы святых Адриана и Наталии в Старо-Панове, Преображения Господня в Лигове, серьезно пострадал Князь-Владимирский храм в Усть-Ижоре. Уцелела Знаменская церковь в Пушкине, она оказалась на оккупированной территории, и богослужения в ней продолжались до лета 1942 года.
В блокадном городе проходили крестные ходы, правда, не по улицам, а в ограде храмов. В 1942 году было разрешено свободное празднование Пасхи. Богослужение было перенесено на шесть утра, что позволило избежать больших жертв. Именно к Пасхе немцы приурочили яростный налет на город. Бомбили прицельно, стараясь поразить храмы. Налет начался 4 апреля в Великую субботу вечером и продолжался всю ночь. Серьезные повреждения были нанесены Князь-Владимирскому собору.
В блокадном Ленинграде наблюдался всплеск религиозности, более значительный, чем в других районах страны. Религиозный фактор сыграл существенную роль в обороне города. Действовавшие храмы способствовали мобилизации материальных средств и духовных сил людей.
Прихожанка Марина Ержемская посвятила доклад не действовавшим в блокаду храмам.

Исаакиевский собор, ставший музеем, использовался как склад экспонатов, вывезенных из дворцов-музеев, пригорода. Огромное количество ценностей из Петергофа, Пушкина, Павловска сохранились только благодаря тому, что оказались в Исакиевском соборе. Они были упакованы в деревянные ящики. К весне стало понятно, что штабеля ящиков нарушали циркуляцию воздуха. Изможденные музейные хранители, которые жили там же, в подвалах, разбирали штабеля и расставляли по всему собору. "Спас-на-Крови" использовался как морг, был завален замерзшими трупами.
В подвале Казанского собора, превращенного в музей, во время блокады был детский сад. Какое-то время там же работал штаб обороны. Антирелигиозную выставку закрыли и сделали экспозицию, посвященную войне 1812 года. Устраивали и другие патриотические выставки. Потом было принято решение, что выставка будет не внутри собора, потому что внутрь далеко не все заходят, а прямо на колоннаде, на улице. Была восстановлена могила полководца Михаила Кутузова, ее украсили знаменами и приводили туда бойцов перед уходом на фронт для принятия присяги. Памятники Кутузову и Барклаю де Толли перед собором не были закрыты. Александро-Невская лавра не действовала. В начале войны там устроили укрепрайон и . распределитель для раненых, которых привозили с фронтов.
Прихожанка Валентина Балабанова рассказала об истории Серафимовского храма и кладбища в годы войны.

Известны имена всех настоятелей, которые служили в Серафимовском храме во время блокады. Были перечислены имена всех священников храма - участников войны.
ИА "Вода живая",
09.03.25
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния

Князь-Владимирский собор Казанский кафедральный собор Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Николо-Богоявленский морской собор Собор св. прп. Исаакия Далматского «Исаакиевский» Храм Воскресения Христова, «Спас-на-Крови» Храм св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах Храм прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Храм св. равноап. вел. кн. Владимира в пос. Усть-Ижора Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Царском Селе Храм свв. мчч. Адриана и Наталии в Старо-Паново (Лигово) (разрушенный) Храм Преображения Господня в Лигово (утраченный) протоиерей Вячеслав Викторович Помаскин Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси (Симанский Сергей Владимирович) 9 мая 1945 - день победы
