Протоиерей Георгий Митрофанов прочитал лекцию о фильме "Утомленные солнцем"

В крипте Казанского собора 4 декабря прошла очередная встреча кинолектория. Известный церковный историк и кинокритик протоиерей Георгий Митрофанов рассказал слушателям о сложном времени 1930-х, ярко представленном в фильме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем" (1994), удостоенном премии "Оскар" и Гран-при XLVII Каннского фестиваля. 

Протоиерей Георгий Митрофанов прочитал лекцию о фильме "Утомленные солнцем"

Отец Георгий провел детальный анализ многих эпизодов картины, подчеркивая талант режиссера, его тонкие и смелые кинематографические ходы, разъясняя слушателям скрытый смысл диалогов, музыкальных тем фильма, авторских аллегорий. 

Противоположность систем ценностей - советской и прошлой, интеллигентской, особенно ярко представлена в фильме. Разбирая, к примеру, отличие армии советской от дореволюционной, автор лекции подчеркнул, что главное различие состоит в отсутствии элиты. До революции традиционно офицеры были образованными людьми, в советское же время, что и представлено в картине, военные - это, в основном, люди без образования и специального воспитания. Отец Георгий привел в пример общение комдива Котова и его дочки Нади. Легендарный комдив Котов учит дочь, что надо "хорошо учиться, почитать родителей и любить свою советскую Родину". Надя - яркий представитель "нового" поколения, родившаяся в стране иных ценностей. Батюшка подчеркнул, что сознание этой шестилетней девочки коренным образом отличалось от мировоззрения дореволюционных детей. Для последних мир был загадкой, с большим количеством неизведанного, непрочитанного. Для Нади, как и всего ее поколения, все предельно упрощено: есть советское - есть, по ее словам, "буржуинское", несоветское, то есть плохое. Есть советская литература, Гайдар - есть другое, что даже не интересно (например, сказка про волшебника из Магриба, про которую говорит ей герой Олега Меньшикова Митя). С огромным восторгом она смотрит на пионеров, мечтает "вставать и ложиться по свистку", знает все "новые" праздники, которые никак не могут запомнить пожилые родственники ее мамы, она даже плохо представляет, кто такой Дед Мороз, так как только в 1935 году (год действия фильма - 1936-й) снят запрет на празднование Нового года. В финале картины дочь комдива с восхищением смотрит на черную "машину советской власти", такую загадочную для ее детского сознания, которая приезжает за ее отцом и рушит ее же тихую жизнь: по эпилогу картины ясно, что она с матерью попадает в лагеря и остается сиротой.

Центральные герои картины комдив Котов и Митя - агент НКВД, бывший жених супруги комдива Маруси, который рос в ее доме вместе с ней, а сейчас приехал арестовать ее мужа, - оба персонажи отрицательные. По мнению отца Георгия, большой талант режиссера раскрывается еще и в том, что зритель, изначально симпатизировавший Котову, в конце переходит на сторону Мити. Появившись впервые в кадре в образе старика, Митя демонстрирует окружающим свою сущность: морально он постарел, его прежняя жизнь не вернется никогда, идеалы оказались преданы, любовь утрачена, Родина стала другой. Ошибка его в том, что, как пишет о нем сам режиссер в своей книге "Территория моей любви", "…он думал, что можно один раз поступиться, а уж потом, когда-нибудь, начать все сначала. Ничего не бывает потом. Жизнь пишется набело". 

То же самое происходит и с Котовым, хотя, подчеркнул отец Георгий, ему недоступна глубина переживаний Мити. "Отдав всю свою сущность идее ложной, поверив, что можно построить земной рай вопреки Божьим заповедям, он встал на путь скользкий и уводящий рано или поздно в бездну", - пишет о своем герое Никита Михалков. Отсутствие анализа происходящего приводит к тому, что машина власти, которой поклоняется Котов, "съедает" его самого и его семью.

Следующая встреча в рамках кинолектория состоится уже в следующем году, 15 января, и будет посвящена режиссерскому дебюту Алексея Германа-старшего - фильму "Проверка на дорогах" (1971).

ИА "Вода живая",
04.12.15