Первая лекция председателя епархиального совета по культуре иерея Илии Макарова из цикла "Сакральная музыка русской культуры" сезона 2018-2019 года состоялась 10 октября на Новой сцене Мариинского театра. Она называлась "Духовная и светская темы в музыкальном диалоге".
"Мы раскроем эти два понятия, "духовное" и "светское", расскажем, в каких взаимоотношениях они находятся, и покажем, что русская духовная музыка - не древняя реликвия, а живая среда, которая развивается", - сказал отец Илия.
Он представил мужской ансамбль молодежного хора "Согласие" под управлением хормейстера Академии молодых певцов Мариинского театра Павла Теплова.
Лекция-концерт открылась музыкой Петра Чайковского - по мнению отца Илии, это один из самых духовных русских композиторов, и дело не только в том, что он известен своей богослужебной музыкой: в его светских произведениях немало религиозных мотивов.
В богослужебной музыке, подчеркнул отец Илия, композитор дает слушателям возможность лучше понять свои чувства. В качестве иллюстрации прозвучало песнопение "Да исправится молитва моя", и лектор отметил его исповедальность, а также подчеркнул, что оно написано для богослужения Великого поста, а это - время особой внутренней тишины: "В суете мы не слышим своего сердца, надо оказаться в тишине, чтобы его услышать. Для этого и нужны такие песнопения".
Иерей Илия Макаров призвал присутствующих вслушаться в фрагмент финала оперы "Пиковая дама", отметив, что "Чайковский устами игроков, проматывающих свое состояние... молится, и сейчас мы услышим панихиду". А в эпизоде, где в казарме страдает главный герой Герман, хор за сценой поет покаянный канон. По мысли лектора, композитор хотел показать этим, что хотя Герман и растратил бездумно свою жизнь, Господь может смилостивиться над ним.
Следующий композитор - Модест Мусоргский; прозвучал фрагмент из оперы "Хованщина": в уста пришлых людей, странников композитор вкладывает интонации знаменного пения. Мусоргский, отметил отец Илия, никогда не писал богослужебную музыку, но о прозвучавшем фрагменте он сказал: "Это музыка, устремленная в небо".
Музыкальный материал, представленный на лекции, был весьма разнообразным, отец Илия не ограничился классическими произведениями: прозвучало несколько духовных сочинений композитора Николая Голованова, творившего в первой половине ХХ века.
Несколько произведений прозвучали в сольном исполнении Павла Теплова, аккомпанировала пианистка Арина Ваганова, - например, романс Георгия Свиридова на стихи Александра Блока "Богоматерь в городе". Отец Илия рассказал, что композитор неоднократно высказывал мнение, что основная задача музыки - духовно совершенствовать человека.
Прозвучал и романс Сергея Рахманинова "Христос воскрес" на стихи Дмитрия Мережковского. "Здесь - осознание радости в горе; мы слышим и колокол, и бурлацкую песню. Недостаточно не делать ничего плохого, надо принуждать себя делать хорошее. К этому призывает и русская духовная музыка", - подчеркнул отец Илия и привел слова российского христианского философа Михаила Уварова: "Музыка как поэзия души дает возможность высказывать самую затаенную, искреннюю мысль в ауре внутреннего конфликта и одновременно духовной гармонии".
Завершило концерт песнопение "Христос воскресе" на музыку Александра Кастальского. "Композитор считал, что современная духовная музыка возможна лишь как гармонизация прошлых мелодий, но в этом песнопении он позволил говорить своим чувствам", - подчеркнул отец Илия.
Он представил слушателям режиссера Алену Поликовскую, автора сопровождавшего лекцию видеоряда. Помимо древних икон и видов Санкт-Петербурга видеоряд включал работы художника Ильи Глазунова и его сына Ивана. Отец Илия отметил, что многие картины мастера написаны под влиянием иконописи, а Алена Поликовская рассказала, что Иван Ильич с радостью разрешил использовать работы покойного отца.
10.10.18
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура