Лекция иерея Илии Макарова прошла в Мариинском театре

Первая лекция из цикла "Сакральная музыка русской культуры" прошла 8 ноября в зале Щедрина на Новой сцене Мариинского театра. Автор цикла - председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров.

Лекцию сопровождало выступление женского хора Санкт-Петербургской митрополии под управлением Игоря Матюхова.  

Отец Илия выразил благодарность художественному руководителю Мариинского театра Валерию Гергиеву за предоставленную возможность здесь выступить. Раскрывая смысл названия лекции "Таинственная музыка русских композиторов", он подчеркнул, что ударение в слове "таинственная" нужно ставить на первом слоге, поскольку речь идет не о тайне, а о церковном Таинстве.

"Таинство - центральный момент в богослужении. Музыка в храме - это не фон и не украшение, она должна подчеркивать подчиненность церковной жизни Таинству", - отметил он.

По его словам, сопровождающая богослужение музыка погружает молящегося в определенное состояние, но это не значит, что она "программирует": Бог дал человеку свободу, и реакция человека зависит от чистоты его сердца.

Большинство прозвучавших произведений было написано в ХХ веке: на этом материале интереснее всего проследить, как композиторы сохраняли традиции богослужебного пения, что нового в эти традиции привнесли. Прозвучали песнопения Александра Архангельского, Александра Гречанинова, Александра Третьякова, Павла Чеснокова, диакона Сергия Трубачева.

Первым хор исполнил песнопение XVII века "Достойно есть". Его автор - царь Феодор Алексеевич. Отец Илия рассказал о том, что музыка, сочиненная царем Феодором, популярна и поныне, множество раз подвергалась гармонизациям.

Лектор коснулся истории появления в храмах женских хоров: вплоть до XIX века их пение сопровождало богослужения только в монастырях. Появление женских голосов в приходских храмах - заслуга композитора Александра Архангельского (1846-1924).

Программа лекции соответствовала чинопоследованию Божественной литургии: отец Илия объяснил, что "Херувимская" напоминает о пении ангелов, а "Милость мира" предваряет причащение - момент соединения человека с Богом. Обычно "Милость мира" в концертах не исполняется, только в храме, но здесь, с просветительской целью, было сделано исключение.

Говоря о соединении человека с Богом в Таинстве Причащения, священник обратил внимание, что ветхозаветные Адам и Ева, поддавшись на обещания змия, что они "будут как боги" (Быт. 3:5), вкусили запретный плод, и ни к чему хорошему это не привело. Но новозаветный человек действительно может обожиться, потому что это происходит не вопреки воле Бога - Он Сам идет навстречу человеку.

Завершило программу исполнение песнопения "Достойно есть" на музыку Петра Чайковского. "Невозможно не вспомнить его в этом городе, - сказал отец Илия. - В восприятии многих Чайковский - сугубо светский сочинитель. Но не поленитесь, послушайте запись его "Литургии Иоанна Златоуста" - и вы почувствуете простоту и чистоту этой музыки".

Следующая лекция состоится 13 декабря.

ИА "Вода живая",
08.11.17



Видео: В Мариинском театре начался цикл лекций «Сакральная музыка русской культуры», раскрывающий смысл церковных песнопений