Лекция "Современные интонации сакрального пения" из цикла "Сакральная музыка русской культуры" состоялась 20 февраля на Новой сцене Мариинского театра. Ведущий - председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров представил женский хор Музыкального училища имени Николая Римского-Корсакова и его художественного руководителя - композитора и дирижера Сергея Екимова. Коллектив - лауреат международных и всероссийских конкурсов, а Сергей Екимов в этом году был удостоен премии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в области культуры.
"Мы уже говорили о том, что сакральная музыка - не обязательно богослужебная, она не обязательно должна исполняться в храмах, - предварил лекцию отец Илия. - Мы увидим, как души композиторов ХХ века и наших современников стремились с помощью творчества прикоснуться к сакральному пространству. Богослужебные тексты, храмовое пространство, богословские идеи и образы, навеянные русской иконописью, - все это явилось тем полем, в котором творили и творят русские композиторы, желая свое творчество возвысить до небес. На примере этой музыки мы скажем о том, что прикосновение к сакральному - духовная жажда, жизненная потребность для композиторов. Как они к этому пришли? Можно ли обойтись без этого? Что они хотели нам сказать? Только лишь повторяли то, что было, или привносили что-то свое? Изменились ли под воздействием своих творческих поисков они сами? Я попытаюсь показать, что композиторы, прикасаясь к сакральной музыке, менялись сами и способны изменить каждого из нас, кто слушает эту музыку".
Были исполнены песнопения композитора Юрия Фалика, к сожалению, уже ушедшего из жизни. Одно из них было посвящено священномученику митрополиту Вениамину, другое - преподобному Андрею Рублеву. Отец Илия призвал вслушаться в разницу музыкальных характеристик, которые композитор дает этим святым. Тяжелые музыкальные интонации напоминают о мучениях, через которые прошел митрополит Вениамин. "Он был народным владыкой, шел в трущобы - это было еще до революции. А в годы церковных гонений удостоился мученического венца: позорный "суд" над ним состоялся в бывшем зале Дворянского собрания, ныне там находится Большой зал Филармонии", - напомнил лектор.
В песнопении, посвященном великому иконописцу Андрею Рублеву, отец Илия обратил внимание слушателей на светоносность, легкость, воздушность музыки: "Вспоминаются фрески преподобного Андрея Рублева. Когда мы смотрим на них, мы как будто на небе. Замечу, что когда современные художники просто копируют иконы Андрея Рублева, это получается не очень интересно. Интересно, когда художники творят что-то свое".
Прозвучала не только русская, но и западная музыка - католическое песнопение "O solutaris hostia" латвийского композитора Эрика Эшенвальда. Солировали Анастасия Шувалова и Дарья Гаврилова. "Сегодня люди не хотят границ, различий: они хотят узнать, что у них общего, что их соединяет", - сказал отец Илия. Он отметил, что прозвучавшее песнопение исполняется в момент причащения, когда человек полностью "отключает" свое "я", отрешается от себя, готовясь принять Христа.
Лектор рассказал о музыкальных новациях русских композиторов в плане духовной музыки. Например, Александр Гречанинов написал произведение "Демественная литургия", где пение хора сопровождал не только оркестр, но и орган. Его критиковали, но благодаря этой музыке православную Литургию узнал весь мир. Интересно, что в наше время она иногда исполняется и во время богослужения, но только а капелла.
Игорь Стравинский, продолжил отец Илия, в конце творческого пути написал "Плач пророка Иеремии", прибегнув к современной технике музыкальной композиции - додекафонии. Георгий Свиридов также создавал богослужебные песнопения. Они вроде бы не очень годились для исполнения в храме, поскольку композитор менял текст. Но, тем не менее, их стали исполнять. Прозвучало песнопение Георгия Свиридова "Неизреченное чудо". "Не нужны внешние эффекты, - продолжил отец Илия. - Внутри человека есть сила. Невозможно измениться, не соприкоснувшись с личностью. Христос - та Личность, Которая может нас изменить".
Прозвучали и песнопения, написанные самим Сергеем Екимовым: "Богородице Дево", "Хвалите Господа с небес". "Как можно определить стиль этой музыки? Она то уносит в Иерусалим, то возвращает на улицы нашего города. Мы как будто смотрим на землю со стороны. Любовь и смерть - основные темы музыки. Третья тема - дорога к Богу. Христос - главная тема современной музыки", - резюмировал лектор.
Отец Илия представил режиссера Алену Поликовскую, которая, как всегда, создала видеоряд для концерта. Это были и старинные иконы, и произведения современных иконописцев и художников - в частности, учеников мастерской Ильи Глазунова. Иллюстрировали музыку и фотографии, рассказывающие о духовной жизни петербуржцев, они были предоставлены епархиальным фотографом Андреем Петровым. "В этих жизненных мгновениях мы хотим найти что-то главное, найти Бога. Мы находим Христа там, где ищем. Он Сам пообещал, что будет с нами до конца всех времен. Вот об этом нам говорит современная духовная музыка", - сказал отец Илия.
Он рассказал об истории появления финального произведения, прозвучавшего на лекции-концерте. Тогдашний ректор СПбДА, ныне ректор МДА архиепископ Амвросий однажды спросил, почему в Санкт-Петербурге нет рождественского гимна. Отец Илия передал пожелание владыки Сергею Екимову, тот согласился написать музыку, а слова отец Илия взял из богослужебных текстов. Несколько лет этот гимн звучит на открытии Рождественских чтений, фестиваля "Предчувствие Рождества Христова", в храмах - в акапельном исполнении. Отец Илия выразил пожелание, чтобы это произведение стало таким же известным в мире, как "Тихая ночь" Франца Грубера или "О, ночь святая" Адольфа Адана: "Оно - о самом главном, о приходе Бога в нашу жизнь. И выражено это современным музыкальным языком". Прозвучал предрождественский гимн "Ныне приходит Господь". Партию фортепиано исполнил Константин Зельгер.
Лекция прошла в рамках проекта "Духовная сила музыки" при поддержке Фонда президентских грантов.
ИА "Вода живая",
20.02.19
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура