В нижнем храме собора Феодоровской иконы Божией Матери 12 ноября прошла встреча с регентом и композитором, руководителем праздничного и сестринского хоров Свято-Елисаветинского монастыря Минска монахиней Иулианией (Денисовой).
Среди присутствавших было немало поющих на клиросе, и вопросы часто касались проблем церковного пения - например, почему на спевках хор поет лучше, чем во время службы. Матушка ответила, что причин множество: от банального волнения до того печального факта, что на спевке всегда кто-то отсутствует, а ошибки одного человека сказываются на звучании всего хора.
На вопрос, как реагировать, если во время службы кто-то фальшивит, она ответила, что с таким человеком надо специально заниматься: "Профессиональные музыканты спокойнее реагируют, чем любители, поэтому певчим праздничного хора могу сделать замечание в жесткой форме, а с сестрами надо быть осторожнее: лучше пожертвовать чистым аккордом, но сохранить хорошие отношения".
Чтобы собрать хор, по мнению матушки, лучше начать с двух-трех друзей, а не с двадцати человек. Трудно потом отсеивать, ведь это живые люди. Нужно дружить с хористами: праздновать дни рождения, хвалить, если пели хорошо.
К традиции общенародного пения в храме она относится с осторожностью: "Оно фальшиво. Если во время службы над твоим ухом кто-то громко подпевает, службу у тебя украли. В хоре не должно быть слышно отдельных голосов, он не терпит индивидуальностей, хор - это единство во множестве. Поэтому профессиональные оперные певцы-солисты на клиросе - часто не находка, а проблема".
Матушка рассказала, что большую часть жизни была неверующей, даже занималась астрологией. Уверовала в Бога во время тяжелой болезни младшего сына. Ребенок чудом исцелился. Вскоре музыковед Ирина Денисова стала петь в хоре Петропавловского собора - оказалось, что бывшая одноклассница Елена там служит регентом. Десять лет служила в этом соборе сначала певчей, потом регентом. В какой-то момент осознала необходимость посвятить жизнь Богу. Не нужно уходить в монастырь из-за несчастной любви или "от одиночества" - если человек сомневается, нужно ли ему в монастырь, он может целомудренно жить в миру - и привела слова апостола Павла: "Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я" (1Кор. 7:7), а апостол Павел не был ни женатым, ни монахом, а просто целомудренным человеком. Если человек думает, какой монастырь избрать, нужно поездить, посмотреть. Главное - "почувствовать призыв".
Мешает ли творчество, концертная деятельность монашескому уединению, не способствует ли известность тщеславию? По словам гостьи, она занимается концертной деятельностью по благословению духовника, а тщеславие не зависит от того, чем ты конкретно занимаешься: можно гордиться, даже если моешь полы.
Прозвучал и общий вопрос - насколько необходима музыка на богослужении. Матушка напомнила евангельский эпизод: сразу после Тайной вечери, где было установлено Таинство Причащения, Иисус и ученики "воспев, пошли на гору Елеонскую" (Мк. 14:26): "Если Христос воспел, почему мы не должны петь?Пение более доходчиво, чем просто слова. Музыкально оформленный звук проникает в душу, надо и на душу воздействовать, а не только на разум".
На следующий день, 13 ноября, в верхнем храме состоялась открытая спевка под руководством монахини Иулиании. Около двухсот человек разучивали сочинения и гармонизации монахини Иулиании (Денисовой) - "Трисвятое", "Херувимскую", "Кондак акафиста апостолу Андрею".
Монахиня Иулиания родилась 6 сентября 1957 года, окончила Ленинградскую консерваторию. Вырастила троих детей, получила признание в мире музыки. В ноябре 2007 года стала послушницей, а затем приняла постриг с именем Иулиания в Свято-Елисаветинском монастыре. О ней сняты фильмы "Регент" и "Инокиня". Дирижер, композитор, лауреат многочисленных фестивалей, автор более 150 песнопений и гармонизаций.
ИА "Вода живая",
13.11.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура