Источник:
tsarskoeblagochinie.ru
В день памяти священномученика Иоанна Кочурова, 13 ноября, на сайте Пушкинского благочиния опубликовано интервью с историком, руководителем паломнической службы благочиния Дмитрием Бохонским о личности царскосельского святого: темой подвига Иоанна, пресвитера Царскосельского, он занимается с момента его канонизации в 1994 году.
- Дмитрий Олегович, когда вы как историк знакомились с биографией отца Иоанна, каково было ваше первое впечатление?
- Необычность. Мы привыкли к "стационарной" жизни наших святых, миссионеров среди них очень мало. Когда читаешь житие отца Иоанна, понимаешь , что в Америке его почитают даже больше, к сожалению, чем у нас, в России, узнаешь о его деятельности на Эстонской земле, о его подвиге здесь, в Царском Селе...
- Какие черты его характера привлекли ваше внимание?
- Видите ли, я с жизнью отца Иоанна познакомился с нестандартной стороны, не столько через житие, которое было опубликовано сразу же после канонизации. Практически параллельно появились его письма. Когда с ними знакомишься, тебе открывается человек с его неудачами, предпочтениями. Можно сказать, что я познакомился с отцом Иоанном ближе, чем те, кто просто прочитал житие. Мне запомнилось, что в Америке он волновался, что потерпит неудачу, не успеет достроить дом и храм... Как он переживал, что при первой встрече архиерея, тогда еще владыки Николая (Зиорова), заработавшись, он лег спать и проспал. Но его горение было заметно всем, оно все покрывало, и архиерей, даже если хотел его пожурить, останавливался, потому что видел, как отец Иоанн болеет за свое дело. Такое же горение у него было и в Нарве. Мы, к сожалению, очень мало знаем о царскосельском периоде, но понимаем, что и тут этот человек был активным, ведь именно его расстреляли, а не других священников, которых тогда тоже арестовали.
- К этому вопросу мы вернемся, а сейчас затронем другую тему: отец Иоанн в Царском Селе служил только год. Чем он памятен для царскоселов, успел ли здесь что-то сделать?
- Его успели полюбить, он в Царском Селе так же, как в Америке, проповедовал, миссионерствовал - в то время Екатерининский собор окормлял многие учебные заведения. Его активность покоряла людей. При этом он был только вторым священником Екатерининского собора, даже не первым...
- Как это влияло на взаимоотношения с собратьями по служению?
- Я полагаю, отец Иоанн не просто так появился в Екатерининском соборе. 1 ноября 1916 года уходит со своего поста в Феодоровский собор тогдашний настоятель протоиерей Василий Беляев, на его место был назначен первый священник - протоиерей Николай Смирнов. Он рязанец, как и отец Иоанн, они знали друг друга, могли и родителей друг друга знать, потому что учились примерно в одно время в Рязанской духовной семинарии. И когда отец Иоанн по просьбам родственников приехал все-таки в Петроград, думаю, немаловажную роль сыграло то, что они были земляками.
- Протоиерей Иоанн Кочуров стал первым новомучеником, первой жертвой революции среди духовенства. Можно ли ответить на вопрос, почему эта трагедия произошла именно в Царском Селе, именно с любимым среди прихожан священником?
- В те дни шла борьба двух противоборствующих сил: что ни день, то что-то менялось. Октябрьский переворот свершился в Петрограде, но Керенский, который пришел сюда из Гатчины, вытеснив меньшевиков, снова поменял власть. Он противостоял большевикам, идущим на Царское Село. Здесь были сложные отношения с местным гарнизоном, были допущены ошибки. Обстрел, когда большевики все-таки дерзнули пойти на Царское Село, испугал местных жителей. Они попросили духовенство защитить их. И отец Иоанн как проповедник выступал с речами, об этом есть свидетельства. Какими? Есть косвенные свидетельства, что речи были в основном за примирение враждующих сторон. Когда закончился крестный ход, когда были вынуждены уйти войска Краснова и вошли сюда красногвардейцы, кого они схватили? Самых ярких представителей духовенства, которые, накануне запомнились всем: протоиерея Николая Смирнова, отца Стефана Фокка и конечно, отца Иоанна. Он сначала не понял, в чем дело, шел с просфорами - думал, что зовут для благословения. Он попытался поговорить с красногвардейцами, но его слова произвели эффект спички, поднесенной к стогу сена: отца Иоанна расстреляли на глазах у людей, на глазах у сына. Так что, думаю, здесь свою роль сыграла яркость отца Иоанна.
- Но чуть позже было убийство протоиерея Петра Скипетрова в Петрограде, и оно вызвало масштабное недовольство. Странно, что православные царскоселы не заступились за своего пастыря...
- Народ в Царском Селе был дезориентирован, люди не понимали, что происходит. Власти сначала противились тому, чтобы похоронить его в Екатерининском соборе, именно потому, что опасались народного недовольства. Тело находилось в часовне-покойницкой госпиталя. Только через несколько дней его погребли в крипте Екатерининского собора, причем при многолюдном стечении народа. Но резонанс эта смерть вызвала общероссийский, потому что он достаточно близко был знаком в Америке с епископом Тихоном (Белавиным), будущим Патриархом, уже избранным на тот момент на Поместном соборе. Владыка Тихон воспринял гибель отца Иоанна близко к сердцу - это было именно убийство священника. Убивали в то время часто, в Царском Селе до отца Иоанна убили двоих человек, но не за веру. Факт убийства священника возмутил многих. Вся Россия об этом знала.
- Подвиг отца Иоанна для царскоселов - это повод для гордости или повод задуматься над своим историческим прошлым, в определенной степени - повод для стыда?
- Это сложный вопрос, потому что здесь разные точки зрения, которые могут исходить из веры человека. Мы празднуем дни памяти мучеников, например, святой Екатерины, - это повод для торжества или повод задуматься?
- Это повод для торжества, потому что спасти ее было невозможно, и она своей смертью доказала твердость своих убеждений. А в случае с отцом Иоанном именно православные люди никоим образом не вмешались, хотя была возможность.
- Я думаю, что возможность спастись была у каждого мученика, и это именно вопрос твердости веры. Не знаю, какой разговор был у отца Иоанна с теми, кто пришел его арестовывать, но то, что он терпел побои - это очевидно. Он воспринял унижения по-христиански. Его священный сан никто не смог унизить, его самого как человека никто не унизил.
Вообще вопрос, исторические события 100-летней давности - это повод задуматься или повод для торжества, возник несколько дней назад, когда одни у "Авроры" возлагали цветы, а другие, как Пол Куликовский-Романов, один из представителей дома Романовых, задумались и пошли в храмы молиться о тех, кто пострадал в результате тех событий. Скорее всего, лет через сто-двести это будет полностью момент торжества, что Церковь получила нового мученика, нового свидетеля веры.
- Что значит сегодня для Царского Села личность отца Иоанна?
- Это хороший пример для жителей Царского Села: верность себе и другим, любовь к семье...
Отец Иоанн показал, что в революции столкнулись вера и безверие. Вера отца Иоанна - это некий факел для нас, в свете его мученической гибели мы можем понимать, что происходило в то время в стране.
- Если учесть, что люди относятся к событиям 1917 года неоднозначно, не стал ли отец Иоанн фигурой разделяющей? Когда мы говорим о жертвах революции, приходится говорить и о палачах...
- Но даже советские исследователи отмечали стихийность многих событий, которые происходили в первые дни революции. В принципе, все признают, что революция - это не только "прогресс", она всегда соседствует с разгулом страстей. Если говорить о судьбе отца Иоанна как об объединяющем факторе - это повод задуматься, к чему приводит разгул страстей во время революции.
Многие считают, что при разговоре об исторических событиях надо обходить "острые углы". Но иногда для того, чтобы лечить болезнь, ее нужно вызывать, обострять. Ну, нельзя скрыть плохих сторон революции. Именно гибель отца Иоанна - это повод задуматься: наши предки жили рядом с царской резиденцией, верноподданнически кланялись императору - и вдруг такой перелом. Вот наступи сейчас революция - что мы сделаем? Будем молчать, испугавшись, или пускать в ход кулаки и оружие, или противиться революции? Священномученик Иоанн Царскосельский - это символ голоса правды, церковной правды.
- Но среди современных людей об отце Иоанне знают не многие.
- Нельзя сказать, что отец Иоанн в сонме новомучеников теряется, хотя и не занимает первое место. В последнее время, когда говорят о новомучениках, обязательно упоминают протоиереев Петра Скипетрова и Иоанна Кочурова, и это хорошо.
- Какая литература о священномученике Иоанне Царскосельском уже издана?
- Житие можно найти в интернете. Готовится к изданию книга про отца Иоанна, написанная его правнучкой Татьяной Кочуровой на основе воспоминаний, писем, официальных документов, фотографических материалов, она называется "И страдавша, и погребенна…". Книга вот-вот появится, ее можно будет купить в церковных лавках храмов Царского Села.
Беседовал Игорь Хмара
Фото Ирины Белаш
Раздел:
Мониторинг СМИ