Выставка "Подражая древним образцам. Русское храмовое зодчество и декоративно-прикладное искусство в неовизантийском стиле" открылась 4 февраля в Музее истории религии. Неовизайнтийский стиль стал чрезвычайно популярным в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Российской империи во второй половине XIX - начала XX века.
На выставке представлено около 70 предметов: напольные светильники, хоругви, лампады, архитектурные детали, иконы и оклады, церковная утварь и эскизы. Большинство предметов было изготовлено для двух храмов в Царском Селе - церкви святых равноапостольных Константина и Елены при Дворцовом госпитале и Феодоровского Государева собора.
"В фондах музея немало вещей, которые копируют раннехристианские предметы или стилизованы под них, - говорит куратор выставки, главный научный сотрудник музея Юлия Рогова. - Довольно интересно собрать эти предметы и показать, как церковное искусство интерпретировало прошлое. В XIX веке стали популярны стили "исторического романтизма": в зависимости от страны, это была неоготика или неороманских стиль, а в России в первую очередь обратились к русско-византийским образцам. Один из первых больших проектов - собор князя Владимира в Киеве. В экспозиции - копия иконы Богоматери из этого собора работы Василия Васнецова. Постепенно интерес рос: сначала стилизация была под поздние образцы, XVI-XVIII века, но развивалась археология, реставраторское дело - в частности, ученые активно стали заниматься расчисткой икон. Русско-византийский интерес "разделился" на две части, русскую и византийскую. Экспозиция посвящена в основном двум храмам в Царском Селе: один был решен в византийском, другой - в русском стиле. Эти храмы связаны с семьей последнего русского императора: император и члены его семьи посещали оба храма. Над их убранством зачастую работали одни и те же художники, судьба храмов во многом схожа. Оба относились к дворцовому ведомству, после 1917 года стали приходскими, в 1933 году оба были закрыты, и предметы убранства разошлись по музеям. Довольно много предметов попало в Музей истории религии".
Пещерный храм святых Константина и Елены при дворцовом госпитале (ныне больница имени Семашко), построенный архитектором Сильвио Данини, не сохранился. При разработке интерьеров художники ориентировались на памятники Равенны: например, капители колонн из базилики Сан-Витале послужили образцом для капителей Константино-Еленинского храма, их можно увидеть в экспозиции. Правда, оригинальные капители были из мрамора, а в Константино-Еленинской церкви они деревянные и позолоченные. Утварь была заказана известнейшей московской фирме Оловянишниковых, где работал талантливый художник Сергей Вашков: он творчески переосмысливал раннехристианские образцы, не копировал, а создавал собственные композиции.
К сожалению, не все предметы, поступившие в Музей истории религии из петербургских храмов, сохранились до наших дней: часть металлических предметов в 1941 году отдали в Фонд обороны на переплавку. На тот момент они не воспринимались как нечто ценное, потому что это были вещи недалекого прошлого.
Сохранились также иконы из этого храма, написанные в мастерской московского художника Николая Емельянова. Они экспонируются впервые. Мастерская работала в русском стиле, но справилась с задачей. В фондах музея - три иконы: равноапостольных Константина и Елены, мученицы царицы Александры и великомученицы Варвары. Где находятся другие иконы из этого храма, пока выяснить не удалось. Чтобы добиться ассоциации с византийской культурой, фон их стилизован под мозаику. Они частично расчищены, чтобы показать, как выглядели изначально.
Феодоровский Государев собор был построен в русском стиле к 300-летию Дома Романовых. На выставке демонстрируется картина художника Михаила Кирсанова, бывшего короткое время придворным живописцем. На ней изображена императорская семья у главного входа в Феодоровский собор. На картине отчетливо видны хоругви, одна из которых экспонируется на выставке. Сохранилась только богато вышитая ткань - металлические части также были сданы в Фонд обороны. К сожалению, этот зал музея не располагает двусторонними витринами. Чтобы зрители могли иметь представление об оборотной стороне экспонатов, которая нередко представляет интерес, прилагаются фотографии. Демонстрируются также две сохранившиеся иконы из собора апостолов Петра и Павла в Петергофе - их оклады изготовлены на предприятии Оловянишниковых по рисункам Сергея Вашкова.
Часть экспозиции посвящена преподобному Серафиму Саровскому, в честь которого освящен пещерный храм Феодоровского Государева собора. В отличие от верхнего храма, полная отделка которого не была завершена к 1917 году, нижний пещерный храм был полностью обустроен. Элементы убранства, иконы - все стилизовано под XVII век, включая икону "Моление преподобного Серафима Саровского на камне" в басменном окладе (хотя Серафим Саровский - не древний святой, а во времена строительства собора считался практически современником). Дарохранительница из нижнего храма воспроизводит сень над мощами преподобного в Дивееве - об этом свидетельствует картина начала ХХ века.
Дополняют выставку рисунки-эскизы утвари в русском стиле для ювелирной фирмы Павла Овчинникова (Москва) - они поступили из Русского музея, пока не удалось выяснить, для какого храма были предназначены. Демонстрируются также три иконы из Феодоровского собора в Санкт-Петербурге, над убранством которого работали многие мастера, трудившиеся и над убранством храмов в Царском Селе.
Выставка продлится до 1 июня.
ИА "Вода живая",
04.02.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура