"Мытарево смирение"

Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме пророка Илии
В Неделю о мытаре и фарисее, 13 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме пророка Илии на Пороховых.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.


"Остается три недели до поста и десять недель до Пасхи, - сказал владыка в проповеди. - Это время надо провести с пользой для души. Церковь помогает нам в эти дни обрести дорогу к Богу, укрепиться в духовной жизни, очистить душу и приводит примеры из Евангелия, показывающие, как нужно поступать, когда мы настроены на покаяние и исправление своей жизни. В прошлое воскресенье мы вспоминали пример покаяния мытаря Закхея - Господь помог ему, войдя в его дом, покаяться, исправиться и встать на путь спасения. Сегодня мы вспоминаем другого мытаря, который переступил порог храма и замер, потому что вошел в дом Божий, где нас встречает его хозяин - Господь. С таким благоговением и страхом Божиим мы должны переступать порог храма. Когда мытарь встал перед Богом, сразу увидел, какой он недостойный, и стал бить себя в грудь, говоря: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику". Он больше ни о чем не просил, а вспоминал свои грехи, сколько людей обидел, обманул и обокрал. Эта тяжесть лежала на его душе. В то же время молился другой человек - фарисей. Это были иудеи, которые как бы исполняли весь Закон Божий, их почитал народ. Действительно, среди них много было людей благочестивых, например, апостол Павел входил в число фарисеев. Некоторые ученики Христа были из фарисеев. Этот праведный фарисей зашел в храм и стал говорить: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь" (Лк. 18:9). Фарисей перечислил все свои добродетели, говорил, что постится, дает десятину. Но Господь оправдал мытаря, а не фарисея. Потому что мытарь сокрушался от всего сердца, а Бог сокрушенных и смиренных любит. Если человек кается от глубины души, получает не только прощение, но и оправдание. Мытарь вышел из храма оправданным. Он просил малого, только чтобы Господь помиловал его, а получил большее - оправдание. Вышел совсем другим из храма. Господь снял груз, который тяготил его. Фарисей ничего этого не получил, хотя вроде правильно молился, благодарил Бога. Господь не за это порицает его, а за самодовольство и осуждение ближнего. Не должен он был так молиться, это молитва самому себе, он как бы себя прославлял и хвалил за то, что не такой, как остальные люди. Но сам не стремился к совершенству, хотя в Ветхом Завете сказано, что люди должны совершенствоваться. Он считал, что всего достиг. Уже стал памятником. Господь не принял такой молитвы, и фарисей ушел неоправданным. Церковь приводит пример, как надо молиться - со смирением и сокрушением сердца. Но, к сожалению, мы часто на исповеди называем не грехи свои, а добрые дела. А надо каяться в грехах, сокрушаться и получать облегчение. Мы же не говорим врачу, что у нас ничего не болит. Наоборот, просим помочь, облегчить боль. Когда мы сокрушаемся о грехах, просим прощения у Бога, Он очищает, причащает нас и помогает нам".

"Нельзя себя хвалить и говорить, что достаточно потрудились, все сделали, можно отдохнуть, - продолжил архипастырь. - Подвижники так никогда не делали. Какие они подвиги несли, и то постоянно себя укоряли. Я читал об одном из них, который решил себя укорять так: написал на стене несколько хороших словосочетаний - любовь совершенная, ангельское смиренномудрие, чистая молитва, чистые тело и душа. Помыслы ему говорят: старец, ты уже устал, отдохни. А он отправляется на самообличение. Берет свою душу, идет с ней к стене и читает: любовь совершенная, ангельское смиренномудрие, молитва чистая - и говорит душе: "У тебя все это есть? Нет? Вставай, нам есть чем заниматься". То есть мы никогда не должны считать, что достигли всего и можно успокоиться. До конца жизни есть о чем плакать, что очищать и в чем совершенствоваться, особенно в смирении. Его не хватает всем нам. Если у нас есть грехи, то и смирения нет. Мы должны это понимать. Смирение там, где грехов нет. Если они есть - мы не смиренны. А для духовной жизни смирение - фундамент. Если его нет, все рухнет и пойдет не так. Смирение - дар Божий, плод Духа Святого. Его нужно взращивать в себе. Чтобы получился хлеб, нужна мука, из нее делают тесто, потом его выпекают. Так и со смирением - сначала идет изучение себя, надо посмотреть, в чем согрешил. Если мы это найдем в себе и засеем смирение, то появятся его ростки. А если еще будем "поливать" это Духом Святым, то получится смиренномудрие. Но в один день смиренным не станешь. Надо долго этим заниматься. Господь взирает только на смиренных и кротких. На других просто не смотрит, потому что эти люди не могут вместить благодать Божию. А смиренные впускают ее, Господь очищает и направляет их на истинный путь".

"Всем надо встать на путь смирения, хвалиться нам нечем, все наши дела через нас творит Бог. Нужно воздавать Ему хвалу и благодарение, а похвалы себе никогда не принимать. Даже царь Давид заметил в своих псалмах, что не мне хвала, Господи, а Тебе, человеку она не полезна, даже вредна. Нам нужно так же делать, и чем больше будем смиряться, тем больше Бог будет нам давать благодать. Помните, как Иоанн Креститель говорил о себе скромно, когда его спрашивали, не Мессия ли он? "Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его" (Мк. 1:7). Видите, какую благодать Господь дал ему, что он Его крестил. Чем больше мы будем смиряться - тем больше Господь дает нам благодати. Надо всегда смиряться и просить у Него малого - помилования. Мытарь просил помилования, а получил оправдание. Разбойник, который висел на кресте справа от Христа, попросил у Него вспомнить о нем, когда Он придет в царствие Свое. Просил только вспомнить, а Спаситель сказал: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:43). Вот как Господь поступает, когда мы смиренно у него что-то просим. Никогда у Бога нельзя просить многого, только малое. И Он всегда даст нам в десять раз больше, чем мы просим. Святые отцы на опыте своей жизни показали это. Один старец говорил, что с Богом заключил договор: чтобы у него каждый день карман опустошался от денег. И из кармана все раздавал. Наутро карман в десять раз увеличивался. Господь щедрый и всегда нам дает больше, чем нужно. Мы должны Его благодарить за это и видеть, что это не наша заслуга, а милосердие Божие. Господь всех любит: и мытарей, и фарисеев. Мы все бываем то мытарями, то фарисеями, то кого-то обижаем, то укоряем и превозносимся. Поэтому должны каяться, просить у Бога прощения, чтобы Он помог нам встать на путь исправления. Десять недель до Пасхи надо пройти с пользой для души и встретить Христово Воскресение в радости, всех любя и благодаря Бога за то, что дал нам пройти Великий пост и Страстную седмицу, видеть Его подвиг и встретить Его Воскресение", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона Сретения Господня.

Правящий архиерей поздравил своего секретаря иерея Павла Ермошкина с днем рождения и преподнес ему богослужебную просфору.

Настоятель поблагодарили владыку за совместную молитву и подарил ему цветы.

Богослужение транслировалось в прямом эфире ТК "Союз".

Каменный Ильинский храм был заложен в 1781 году на месте деревянного по проекту Ивана Старова или Юрия Фельтена. Освящен в 1785-м. В 1806-м рядом построили храм святого Александра Невского. В советское время церковный комплекс был закрыт, в 1988-м его вернули верующим. Первая служба в возвращенном храме состоялась 22 декабря того же года. Главный придел освятили спустя год. Храм восстановлен. Является памятником федерального значения. Клир храма окормляет исправительное учреждение.

Неделя о мытаре и фарисее - первый из четырех воскресных дней подготовки к Великому посту, начало богослужений с использованием постной триоди. В этот день за Божественной литургией читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 18:9-14) о двух вошедших в храм - фарисее и мытаре. Молясь, фарисей перечислял свои добродетели, а в конце молитвы в мыслях унизил стоявшего рядом мытаря. Мытарей, сборщиков дани для Римской империи, иудеи презирали и ненавидели. Мытарь не смел поднять голову, только бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние: "Боже, милостив буди мне, грешному". В притче говорится, что молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из храма оправданным, а возвышавший себя фарисей не был оправдан.

ИА "Вода живая",
13.02.22

Храм св. Пророка Илии на Пороховых

195030, Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Ильинская слобода, д. 4.

Упоминания в новостях