"Созревание смирения"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме "Кулич и Пасха"
В канун Недели о мытаре и фарисее, 12 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Святой Троицы "Кулич и Пасха".

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Невского округа протоиерей Алексий Скляров, настоятель иерей Георгий Голубев с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.


"С этого дня мы поем Постную триодь, начинаются подготовительные недели к Великому посту, - сказал владыка в проповеди. - Святая Церковь учит, как подготовиться к посту, какой иметь дух, какие молитвы Богу приятны. Завтра мы будем читать притчу о мытаре и фарисее, в которой видим пример двух молитв. Как молился фарисей? Начал вроде правильно: "Боже! благодарю Тебя" (Лк. 18:11). Hо потом его, как говорится, понесло - всех осудил, и мытаря, который пришел в храм. А мытарь просто стоял сзади, бил себя в грудь и твердил: "Боже, милостив буди мне, грешному!" (Лк. 18:13). Эта молитва - пример смирения уже две тысячи лет. Без смирения спастись невозможно. Этой добродетели все должны научиться. Сразу ее не обретешь, нельзя сказать: "Завтра проснусь и буду смиренным". Так не бывает - эта добродетель растет, ей, как и любому плоду, нужно время. Сначала мы проходим зиму страстей, это надо осознать. Если не осознаем свои грехи, не увидим их, к смирению не подойдем. Потом наступает весна, появляются тонкие листочки добродетелей - надежда на плоды. Потом - лето, созревают плоды, а осенью мы их собираем. Всему свое время, так и человек должен сначала увидеть себя, а если не увидит, не смирится. Поэтому нужно покаяние. Сами совершить покаяние мы не можем, нам нужна благодать Божия. Сам человек - попробуй исправиться, перемениться! Ничего не получится. А куда благодать может войти? В смиренное сердце, больше никуда: Господь зрит только на смиренных и кротких. То есть без смирения не обойтись. Святые отцы говорят, что покаяние - начало пути в Царствие Небесное, плач о грехах - это уже стук в дверь милосердия Божия, а ключи от дверей Царствия Небесного - смирение".

"Без смирения в Царствие Небесное не войти, гордые там не могут быть, - продолжил архипастырь. - Были ангелы гордые - и вылетели с Неба, теперь они и их начальник находятся в аду. Мы должны постоянно помнить об этом. Как избежать ада, с гордостью расстаться? Бывает гордость житейская: человек начальствует, приказывает, хамит. Эту гордость легко победить. Но как только ее одолеешь, приступает гордость духовная. Человек начинает ходить в храм, поститься, милостыню творить - и становится фарисеем. От одной гордости ушел - к другой пришел. И гордость эта - спутница наша, за всеми по пятам ходит и готова всех отправить в ад. Не случайно Господь привел пример фарисея: ведь он все имел - и милостыню давал, постился, на храм жертвовал, и что? Ничего это ему не дало. Нужно внимательно относиться к духовной жизни, чтобы не вырастить в себе такого фарисея. Мы любим осуждать других: кто не постится, в храм не ходит, плохо живет. Но у нас нет такой обязанности - осуждать других. Господь дал нам зрение, мы других видим, и это нормально. Но для чего видим чужие грехи? Чтобы помочь человеку от них избавиться! Не осуждать: грешный - больной, он болен грехом. И что, мы должны топить его? Наоборот, надо руку протянуть и вытащить его. А мы, вместо того, чтобы помочь, начинаем осуждать, разглашать, и это неправильно. Хоть и молимся: "Господи, даруй мне зреть мои прегрешения", себя не видим - видим других. А другие нас видят: мужа видит жена, жену - муж, тут и надо подсказать, где что не так, вытянуть человека из греха".

"Все хорошее, что мы имеем, - от Бога. Все плохое - от себя. Посмотришь назад, на жизнь прошлую - у всех одни грехи. Посмотришь вперед - что нас ждет? Смерть. Посмотрите наверх - что там? Суд Божий. Посмотрите вниз - там ад, и начальник гордости ждет нас. Если мы гордые - к нему пойдем. Нужно справиться с гордостью, убрать ее, это непросто, но надо бороться, просить у Бога помочь нам очистить сосуд души, сердца. Для того и Великий пост - чтобы мы очищали сердце и туда пришла благодать Божия. Если будет сердце очищенное, смиренное, Господь нам пошлет благодать, соединит нас с Собою, а это главное. Мы все должны соединиться с Богом. Он говорит: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем" (Мф. 11:29). Как научиться? Не просто - прочитал Евангелие и научился. Нет, нужно на деле принять в себя Христа. Прими Его - и обретешь покой в сердце. Тогда будем мы кроткими, смиренными, обрящем покой душам нашим - к этому Господь нас зовет. Подготовительные недели к посту показывают, как жить, каяться, исправляться, молиться, чего бояться, избегать, к чему стремиться. Желаю вам вступить на поприще Великого поста подготовленными, не потерять время, которое Господь нам отвел для исправления и будущей вечной жизни", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

За усердное служение Святой Церкви и в связи с 50-летием протоиерей Василий Морозов был награжден медалью ордена преподобного Сергия Радонежского.

Настоятель поблагодарил правящего архиерея, подарил ему открытку, изготовленную детьми из воскресной школы, номера приходской газеты и декоративную тарелку, посвященную 235-летию освящения храма.

Верующим раздали иконки священномученика митрополита Петроградского Вениамина и святой царской семьи Романовых.

Богослужение транслировалось на странице храма в соцсети "ВКонтакте".

Храм Святой Троицы ("Кулич и Пасха") был построен в 1787 году на средства императрицы Екатерины II. По замыслу генерал-прокурора князя Александра Вяземского церковный ансамбль coздан в форме пасхальных кулича и пасхи. Проект в стиле русского классицизма выполнил Николай Львов. С 1938 года храм использовался как клуб. Убранство было уничтожено, пропала главная святыня - икона Святой Троицы. Весной 1946-го храм открыли для верующих. Повторное освящение было совершено в 1947 году.

ИА "Вода живая",
12.02.22