Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию и освятил воду в Казанском соборе
В навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), 18 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за Царскими часами, а затем совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.
Богослужение транслировалось на канале собора в YouTube.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.
Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
Был совершен чин великого освящения воды. После отпуста перед зажженной свечой были пропеты тропарь и кондак Крещению Господню.
"Совсем недавно мы благодаря Евангелию были в Вифлееме, где присутствовали при великом событии - воплощении Сына Божия, затем, спустя неделю, пришли в храм Иерусалимский, где Господь принял обрезание, и вот, сегодня Господь встречает нас на Иордане, - сказал владыка в проповеди. - Здесь также развиваются великие события. До этого, примерно за полгода, пришел на Иордан святой Предтеча - Иоанн Креститель, призванный подготовить людей к пришествию Мессии. Он говорил, что этот Мессия уже здесь. Верующие люди ждали Спасителя: они видели, что исполнение Закона, который сами к тому же и нарушали, не давало им внутреннего удовлетворения. Нужна была помощь свыше. И поэтому народ верил, что благодать им принесет именно Мессия. Иоанн Креститель, человек пустыни, вышел к ним и громко возвещал, что нужно покаяться, исправиться, ибо Царствие Небесное приблизилось. Никто, не очистившись от грехов, не войдет в него. К нему стали прислушиваться, из Иерусалима и других городов, с западного берега реки Иордан, стекалось все больше и больше народа, чтобы услышать пророка: к чему он призывает, чего Мессия хочет от людей? Только одного - спасения, отвечал Иоанн. Он объяснял, как надлежит вести себя и воинам, и гражданским лицам: ничего лишнего не требовать и исполнять то, что Бог нам заповедал. Важно исполнять Закон не по букве, а по духу".
"При этом Иоанн подчеркивал, что он - не Мессия: "Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Лк. 3:16), - продолжил архипастырь. - Господь еще не пришел, не пострадал, но когда люди приходили к Иоанну, исповедовали грехи и крестились в Иордане, они чувствовали себя лучше. Некоторые оставались на Иордане, молились о пришествии Мессии - так у Иоанна появились последователи, которые в скором времени стали учениками Христовыми. Накануне Крещения Господня все заходили в воду, крестились и ждали Мессию. Приходили к Иоанну и богатые, и первосвященники, фарисеи, книжники. Они интересовались: "А нам зачем креститься? Мы живем без греха, все предписания Закона исполняем, все 366 заповедей!" Но Иоанн отвечал, что на самом деле они ничего не исполняют, и им в первую очередь надо покаяться. Он предостерегал их: "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10), и грядущий Мессия изберет тех, кто достоин Царствия Небесного: "Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мф. 3:12). Когда веют хлеб, пшеницу в одну сторону ссыпают, а шелуху, сорняки - в другую; надо попасть туда, где будет зерно".
"Кто-то внимал Иоанну, кто-то нет, часть людей остались на Иордане и дождались Спасителя. И однажды Иоанн Креститель указал на человека, стоящего в толпе, - Иисуса из Назарета, сына плотника, который пришел также креститься от Иоанна, но об этих событиях мы будем говорить сегодня вечером и завтра утром. Сегодня в первый раз мы освятили воду великим чином. Ее надо принести домой, беречь, хранить благоговейно, употреблять натощак, можно окроплять ею жилище. Господь приходит к нам Своею благодатью, в том числе через материальные вещи: масло или освященную воду. Но чтобы получить благодать, прикасаясь к этой святыне, нужно иметь покаянный дух. С наступающим великим праздником Крещения Господня!" - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Священнослужители и прихожане были окроплены святой водой.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января старого стиля. Назывался праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря (старого стиля) было положено начало Святкам, праздничным дням "от звезды и до воды", означающим период между праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, заканчивающийся навечерием, или сочельником. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво. В сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Чин проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением водного естества через погружение в него Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления.
ИА "Вода живая",
18.01.24
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
12 сентября 2024
300-летие перенесения мощей святого Александра Невского отметили в Санкт-Петербурге
...
Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе совершил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий в сослужении председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония, митрополита Наро-Фоминского Никандра, епископов Никольского и Кузнецкого Назария, Канашского и Беловолжского Стефана, Выборгского и Приозерского Варнавы, Гатчинского и Лужского Митрофана, Железногорского и Льговского Паисия, Петергофского Силуана ...