Курсовая конференция прошла в ОРОиК

Ежегодная конференция епархиальных курсов религиозного образования и катехизации прошла 22 мая в ОРОиК, в этом году - впервые в онлайн-формате. Ведущим встречи стал председатель ОРОиК иерей Илия Макаров, техническое обеспечение и модерацию осуществляли сотрудники курсов - завуч Игорь Межов и Сергей Борисов.
Курсовая конференция прошла в ОРОиК

"Курсовая конференция в конце мая традиционно посвящается Дню славянской письменности и культуры, - сказал отец Илия в приветственном слове. - Мы обсудим перспективы развития религиозного образования в культурологическом контексте. Слушатели первых курсов уже ощутили, каково это - не иметь возможности собраться в аудиториях, пообщаться с преподавателями, но, тем не менее, продолжать обученние в онлайн-формате. Но для христианина ничего невозможного нет, и если мы вынуждены находиться в таких условиях, должны благодарить Бога, что у нас хотя бы есть техническая возможность общаться".

Об опыте религиозного образования для мирян в Русской Православной Церкви рассказал преподаватель курсов и проректор по научной работе СПбДА протоиерей Константин Костромин. Он начал обзор с времен Древней Руси. Как показывают найденные в 1959 году берестяные грамоты, по крайне мере на Северо-Западе Руси грамотность была распространена достаточно широко. Грамоты в основном носят бытовой характер, религиозная составляющая в них минимальна. В те времена из религиозных книг в ходу были только Псалтирь и Часослов, религиозность передавалась из поколения в поколение как некая традиция, и о богословских вопросах никто не задумывался. Особняком стоит школа Федора Ртищева середины XVII века, в которой обучались в значительной степени крестьяне, низкий люд. Судя по тому, что изучалось в этой школе, богословию там предавалось немаловажное значение. В Синодальный период в епархиальных училищах и семинариях получали образование представители священнического сословия, а никак не миряне. Можно сказать, что религиозное образование как таковое, в виде открытых лекций или гласных собраний, появилось в России довольно поздно.

Отец Константин подчеркнул, что современному христианину необходимо повышать религиозное сознание, чтобы быть более ответственным, грамотным, нужным Церкви. Докладчик выразил уверенность, что в будущем духовные школы расширят круг слушателей, включив в их число и не преследующих цель получения священного сана.

На вопрос, меняют ли положение появившиеся во многих светских вузах кафедры теологии, отец Константин ответил, что светские вузы, в которых преподается теология, не дают своим слушателям церковного образования. Часто преподают на этих кафедрах люди, богословский уровень которых весьма невысок. Интерес для Церкви эти кафедры могли бы представлять, если бы Церковь их курировала.

Иерей Илия Макаров добавил, что необходимо повышать уровень церковной системы образования, чтобы оно имело вес в светской образовательной системе - только в этом случае можно будет наладить диалог со светскими вузами.

Преподаватель епархиальных курсов и начальник управления научных исследований и социальных проектов РХГА Кира Преображенская выступила с сообщением "Информационные технологии и религиозное образование: точки соприкосновения и отталкивания". Она подчеркнула, что в христианском мире образование всегда носило духовный характер: человек должен был быть просвещен именно для того, чтобы понимать свою веру и в ней ориентироваться.

Говоря о новых технологиях, она обратила внимание, что нынешняя ситуация с коронавирусом вскрыла многие проблемы дистанционного обучения: оказалось, что не все педагоги готовы работать в дистанционной форме и не все учащиеся готовы в этом формате что-то воспринимать. Наименее эффективно дистанционная система работает на начальных этапах образования.

Касаясь темы дистанционных технологий непосредственно в религиозном образовании, Кира Преображенская отметила опасную тенденцию сведения религиозного чувства и религиозной жизни к формату "кибер-религии": интернет-технологии как бы подменяют собою Церковь. Поэтому так важно сохранить живую Церковь и в информационном пространстве.

Иерей Илия Макаров добавил, что наибольшую сложность представляет именно психологическое восприятие дистанционного общения. Преподаватель, выступающий перед виртуальной аудиторией, не понимает, держит он внимание слушателей или нет.

Преподаватель курсов, заведующая сектором методической работы ОРОиК Виктория Гусакова в своем выступлении затронула тему петербургского вектора религиозного образования в XXI столетии и попросила слушателей ответить на вопрос, что значит "петербургский". Самым распространенным ответом стала мысль о том, что петербургский - это причастный к элитарной культуре. Докладчица обратила внимание на то, что на носителях петербургской культуры лежит особая ответственность. Если мы представим, каким должен быть петербургский церковный специалист, скорее всего, это будет не только высокодуховный, но и хорошо образованный человек, имеющий потребность регулярно посещать не только богослужения, но и музеи, театры, слушать музыку, читать книги.

Специальным гостем конференции стала эксперт в области культурно-образовательных проектов ОРОиК режиссер Алена Поликовская. Она призвала слушателей рассказывать о том, где они учатся, как изменились вследствие этого их жизнь, взгляд на мир и на самих себя: "Православный человек - это веселый человек, жизнерадостный, который смотрит в будущее смело".

Прощаясь со слушателями, иерей Илия Макаров отметил, что все проекты, которые делаются силами Алены Поликовской и ОРОиК, а также епархиального совета по культуре, есть на YouTube-канале отдела образования. Эти проекты, подчеркнул он, составляют современную информационную культуру. Отец Илия также призвал участников конференции чаще делиться в социальных сетях событиями церковной жизни, мероприятиями, которые каждый проводит у себя на приходе или в воскресной школе.

ИА "Вода живая",
22.05.20

Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации

191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. р. Монастырки, д.1, Епархиальное управление, каб. 188

Упоминания в новостях