Вторые "Солунские чтения" на тему "Церковь и революция. Претерпевший до конца...", приуроченные к 100-летию преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, прошли 17-18 октября в ЦДКиО Приморского благочиния при храме великомученика Димитрия Солунского в Коломягах.
Благочинный Приморского округа иеромонах Александр (Ковальский) в приветствии отметил, что первые чтения стали событием в жизни благочиния, и пожелал дальнейшего успеха.
Настоятель храма великомученика Димитрия Солунского протоиерей Александр Рябков представил сборник "Солунские чтения" с избранными текстами докладов прошлогодних и нынешних чтений.
"Сборник зарегистрирован в РИНЦ - Российском индексе научного цитирования. Это прорыв и для благочиния, и для сообщества педагогов Приморского района, - отметил он. - Сборник привлечет внимание и будет стимулом к участию в нашем мероприятии. Сегодняшние чтения посвящены Патриарху Тихону, но тема широкая - Церковь и революция. Она актуальна, многие события подлежат переосмыслению. Наше государство ведет неравную войну, поэтому важно, чтобы тыл был крепким и надежным. Известны слова Отто фон Бисмарка: "Войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя и священники". Будем соответствовать нашим призваниям и воспринимать идеи для совместного труда на ниве просвещения".
Замдиректора школы № 253 Полина Бавина представила доклад "Изучение школьниками духовных подвигов церковных деятелей в период гонений на примере служения Философа Орнатского", подготовленный совместно с директором школы Надеждой Фурсовой. В поездке с детьми в Константино-Еленинский монастырь они увидели выставку о священномученике Философе Орнатском и заинтересовались его личностью. Ребята с педагогами работали с архивами в электронных библиотеках. На детей произвело впечатление, что в Первую мировую войну семья Орнатских отдала свою квартиру у Казанского собора для размещения раненых солдат. Отец Философ был членом думской комиссии по образованию, Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, открыл техническое училище. Событием, предопределившим его преследование, стала организация крестного хода, когда большевики хотели отобрать Александро-Невскую лавру. Было прочитано стихотворение иеромонаха Романа (Матюшина), посвященное мученической кончине отца Философа, его сыновей Бориса и Николая.
Отец Александр рассказал о совместном проекте Димитриевского храма и школы № 253 "Звуки моей души": дети учатся колокольному звону в приходской школе звонарей.
Настоятель подчеркнул, что сама тематика докладов заставляет задуматься о том, что такое вера: "Это не освящение куличей и яиц, вера - это верность".
Учитель школы № 53 Анна Рудакова выступила с сообщением "Современное образование и вечные ценности: взгляды Патриарха Тихона на процесс воспитания". Святитель утверждал, что образование - не просто сумма знаний, а формирование нравственных основ жизни человека. Он призывал к единству, милосердию, любви к ближнему. Будущий Патриарх был ректором Холмской духовной семинарии. Отец Александр дополнил, что в Димитриевском храме есть Холмская икона Божией Матери, это связующая нить со святителем. Он миссионерствовал на нынешней территории Польши среди окатоличенного населения, в основном среди белорусов.
Предваряя доклад учителя школы № 53 Марии Лукосяк "Церковные ценности. Изъятие и их дальнейшая судьба", ведущий отметил, что Церковь добровольно отдавала ценности в фонд помощи голодающим, и в храме есть тому вещественные подтверждения: на старинных иконах заметны следы гвоздиков от снятых окладов.
Докладчица остановилась на предпосылках голода 1921 года, затронувшего, по разным подсчетам, от 15 до 30 млн человек. Среди них - развал экономики в связи с Гражданской войной, засуха, политика продразверстки, неграмотное управление сельским хозяйством. Максим Горький обратился к "честным людям Запада" с призывом помочь голодающим. За рубежом множество организаций отправляли гуманитарную помощь. Советское правительство решило от нее отказаться, было принято решение "помогать" голодающим посредством изъятия церковных ценностей. По инструкции губернские комиссии должны были изымать предметы, не участвующие в богослужении. Патриарх Тихон издает указ о пожертвованиях в фонд помощи голодающим предметов, не имеющих богослужебного употребления. Но безбожной власти не нужна была добровольная помощь Церкви, нужен был предлог, чтобы ее разгромить. Начали изымать все, что есть в храмах, что вызвало сопротивление мирян. Часто прихожане не пускали комиссии в храмы, применяли силу. Начались революционные трибуналы над противниками изъятия церковных ценностей, самый крупный прошел в Петрограде, всего их было 231. Помимо драгоценных предметов, изъятых из храмов, за границу продавали экспонаты музеев. До сих пор не подсчитано, сколько произведений искусства, в том числе икон, было вывезено. Но главная церковная ценность, против которой большевики вели борьбу, - это люди. В результате богоборческой политики властей общество лишилось лучших людей.
Замдиректора Высших епархиальных курсов святого праведного Иоанна Кронштадтского, заведующая научно-методическим кабинетом ОРОиК Виктория Гусакова выступила с докладом "Житийная икона святителя Тихона Московского как отражение духовно-нравственных ориентиров его жизненного пути". Она рассказала о феномене житийных икон, которые возникли в Византии в начале XIII века, после падения Константинополя. На Руси житийный жанр также получил известность в XIII столетии, и это связано с татаро-монгольским нашествием, началом ига с Востока и обороной против экспансии Запада. Отцы Церкви называли просвещение одним из назначений иконы, особенно это касается житийного образа, в котором изображение святого или события Священной истории дополнялось повествованием о нем в клеймах. Житийные иконы читаются как книжный текст в последовательности слева направо. Первым является самое верхнее левое клеймо, а последним - самое нижнее справа.
Методист молодежного творческого форума "Китеж плюс", учитель школы № 199 Анна Панфилова затронула в своем сообщении смыслы древнерусской святости в качестве воспитательного идеала для подрастающего поколения.
Преподаватель ОРКСЭ лицея № 597 Екатерина Бендер в сообщении "Духовное наследие Патриарха Тихона как феномен в организации системы воспитательной работы со школьниками" проанализировала актуальность наследия Патриарха Тихона в воспитании христианского благочестия.
Преподаватель Электромашиностроительного колледжа Дмитрий Меляков также посвятил сообщение дидактической роли житийной иконы - в качестве примера была избрана икона преподобного Серафима Вырицкого.
18 октября конференция продолжилась докладом клирика храма священномученика Исидора Юрьевского, проректора по научно-богословской работе, профессора кафедры церковной истории СПбДА протоиерея Константина Костромина "Священномученик Платон Ревельский и святитель Тихон - две судьбы: общее и различное".
Председатель петербургского Общества русско-сербской дружбы Иван Прийма выступил с докладом "Николай Бердяев и Русская Православная Церковь: причины разногласий".
Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Дибунах, доцент Северо-Западного университета протоиерей Стахий Савицкий выступил с докладом "Труды святителя Тихона (Беллавина) на ниве духовного просвещения".
Протоиерей Александр Рябков в докладе "Декабристы и русская революция" поделился наблюдениями над социально-историческими предпосылками Великой Французской и русских революций, обратив внимание на общие законы их развития. Он привел наблюдение французского историка и политика Алексиса де Токвиля, что революции, вопреки расхожим представлениям, происходят, когда условия жизни в стране становятся лучше, народ уходит от нужды. Этот парадокс ставит под сомнение мифологему о том, что революции совершаются ради блага и во имя угнетенных: революция - это всегда борьба тех или иных группировок за власть. Советский миф о декабристах как о лучших, благородных людях не выдерживает испытания фактами. На их мировоззрение влияли ложный, антихристианский гуманизм Руссо и скептицизм Вольтера, подрывающие основы общества. Многие лидеры декабристов прошли обучение в католических иезуитских пансионах, где внушали комплекс неполноценности по отношению к России, ее религии, истории, культуре, в том числе и политической.
Доцент СПбДА Дмитрий Карпук в сообщении "Особенности научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательской корпорации Санкт-Петербургской духовной академии в период обучения в ней будущего Патриарха Тихона (Беллавина)" остановился на периоде в жизни святителя в стенах петербургских духовных школ в 1884-1888 годах. Сохранились воспоминания о вступительных экзаменах, выдержанных будущим святителем, написанные его соучеником протоиереем Петром Булгаковым. Дмитрий Карпук рассказал о преподавателях Духовной академии, у которых учился Василий Беллавин.
Председатель епархиального миссионерского отдела иерей Николай Святченко в докладе "Миссионерские аспекты деятельности Патриарха Тихона" представил миссионерскую деятельность будущего Патриарха в его североамериканском служении 1898-1907 годов, в служении в Ярославле и на Волыни в 1907-1917 годы и во время Патриаршего периода 1917-1925 годов, отметив особенности просветительской деятельности в каждый из периодов, ставящих перед святителем разные цели. Были освещены конкретные методики и миссионерские успехи в Северной Америке, благодаря которым появилась автономная Православная Церковь.
Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи (Чесменского), доцент гуманитарного факультета Университета аэрокосмического приборостроения иерей Герман Каптен выбрал тему "Возможна ли священная война в атеистическом государстве?" Он рассмотрел вопрос правомерности наименования Великой Отечественной войны "священной" вопреки тому, что вело ее безбожное советское государство. Была разобрана концепция священной войны, бытовавшая на Руси, особенно в период освобождения от татарского ига. Впоследствии деятели Церкви соглашались с логикой государства о необходимости защиты границ от набегов иноплеменников. Сторонники марксизма, хотя и были неверующими, переняли эту риторику и называли защиту государства, в котором восторжествовала новая идеология, "священным долгом" граждан. Что касается непосредственно периода Великой Отечественной войны, риторику, апеллирующую к священному, можно подразделить на декларации, с одной стороны, правительства, с другой - деятелей Церкви, в первую очередь митрополита Сергия (Страгородского).
Всем педагогам - участникам конференции подарили книги о Патриархе Тихоне и сборник "Солунские чтения".
ИА "Вода живая",
18.10.25
Всем педагогам - участникам конференции подарили книги о Патриархе Тихоне и сборник "Солунские чтения".
ИА "Вода живая",
18.10.25
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния
Казанский кафедральный собор Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Храм сщмч. Исидора Юрьевского (Свято-Исидоровский) Храм Рождества святого Иоанна Предтечи («Чесменский») Храм св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах Храм свв. апп. Петра и Павла в Дибунах Санкт-Петербургская духовная академия Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации Константино-Еленинский женский монастырь Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии Приморский округ Санкт-Петербургской епархии протоиерей Константин Александрович Костромин иерей Герман Юриевич Каптен иеромонах Александр (Ковальский Александр Иванович) протоиерей Александр Александрович Рябков протоиерей Стахий Георгиевич Савицкий иерей Николай Сергеевич Святченко Дмитрий Андреевич Карпук 7 апреля 1925 - день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России
