Вторая научно-практическая конференция "Солунские чтения" на тему "Церковь и революция. Претерпевший до конца...", приуроченная к 100-летию преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, прошла 17-18 октября в ЦДКиО Приморского благочиния при храме святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах.
Благочинный Приморского округа иеромонах Александр (Ковальский) в приветственном слове отметил, что первые чтения стали событием в жизни благочиния, и выразил уверенность, что вторые также пройдут с большим успехом.
Методисту ИМЦ Приморского района Светлане Демидовой было вручено благодарственное письмо за помощь в подготовке чтений.
Настоятель храма великомученика Димитрия Солунского протоиерей Александр Рябков представил сборник "Солунские чтения", в который вошли избранные тексты докладов прошлогодней и нынешней конференции.
"Сборник зарегистрирован в РИНЦ - Российском индексе научного цитирования. Это, несомненно, прорыв и для благочиния, и для всего сообщества педагогов Приморского района, - отметил он. - Сборник привлечет внимание и будет стимулом к последующему участию в нашем мероприятии. Сегодняшние чтения посвящены Патриарху Тихону, но тема очень широкая - Церковь и революция. Она актуальна, потому что эпоха, в которой мы живем, довольно сложная и трудная, и многие события подлежат переосмыслению. Кто-то застал советское время, кто-то еще тогда, может, и не родился. Нынешнее время, наверное, - кульминация этой сложной эпохи. Наше государство, общество ведут неравную войну, поэтому сейчас так важно, чтобы тыл был крепким и надежным. Есть известные слова Отто фон Бисмарка: "Войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя и священники". Будем, дорогие, соответствовать нашим призваниям и стараться воспринять важные идеи для совместного труда на ниве просвещения".
Замдиректора по воспитательной работе школы № 253 имени капитана 1-го ранга Павла Державина Полина Бавина представила доклад "Изучение школьниками духовных подвигов церковных деятелей в период гонений советской властью на примере служения Философа Орнатского", подготовленный совместно с директором школы Надеждой Фурсовой.
Полина Бавина рассказала, как возникла эта тема. Во время поездки с детьми в Константино-Еленинский монастырь они увидели там планшетную выставку, посвященную священномученику Философу Орнатскому, и заинтересовались его личностью и житием. Вместе с педагогами ребята работали с архивными документами в электронных библиотеках, сотрудничали с научно-просветительским центром обители. В судьбе отца Философа можно найти много поучительного для подрастающего поколения. Например, на детей произвело большое впечатление, что, когда началась Первая мировая война, семья Орнатских отдала свою квартиру у Казанского собора, чтобы в ней разместили раненых солдат. Полина Бавина подробно остановилась на просветительской деятельности, которую вел протоиерей Философ Орнатский: он был членом Думской комиссии по образованию, активно участвовал в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, открыл техническое училище. Событием, предопределившим преследование со стороны безбожной власти и последующую гибель отца Философа, стала организация общегородского крестного хода, когда большевики хотели отобрать Александро-Невскую лавру. Были прочитаны стихи иеромонаха Романа о мученической кончине отца Философа.
Надежда Фурсова дополнила, что в последнее время нередко можно слышать, что не надо рассказывать детям о трагических событиях прошлого, чтобы не травмировать их. На это можно возразить, что воспитывать ребенка можно только через чувства. Она также отметила, что чтения способствуют обмену опытом между педагогами.
Отец Александр рассказал о совместном проекте Димитриевского храма и школы № 253 "Звуки моей души": дети учатся колокольному звону у преподавателей приходской школы звонарей. Этот проект будет участвовать в конкурсе "За нравственный подвиг учителя".
Настоятель подчеркнул, что сама тематика докладов заставляет задуматься о том, что такое вера: "Вера - это не освящение куличей и крашеных яиц. Вера -это верность".
Учитель обществознания школы № 53 Анна Рудакова выступила с сообщением "Современное образование и вечные ценности: взгляды Патриарха Тихона на процесс воспитания", посвященным педагогическому опыту будущего святителя. Патриарх Тихон утверждал, что образование - это не просто сумма знаний, а формирование нравственных основ жизни человека. Патриарх призывал к единству, милосердию и любви к ближнему, что актуально и для современного общества, переживающего возрождение ценностных ориентиров.
Особое внимание докладчица уделила педагогической деятельности будущего Патриарха на посту ректора Холмской духовной семинарии. Отец Александр дополнил, что в храме святого Димитрия Солунского есть Холмская икона Божией Матери, и этот факт - связующая нить между храмом и святителем. Святитель Тихон проводил в тех краях, которые сейчас находятся на территории Польши, миссию среди окатоличенного населения, в основном среди белорусов.
Предваряя доклад учителя русского языка и литературы школы № 53 Марии Лукосяк "Церковные ценности. Изъятие и их дальнейшая судьба", отец Александр отметил, что Церковь добровольно отдавала ценности в фонд помощи голодающим, и в храме есть вещественные подтверждения этого факта: на некоторых старинных иконах заметны следы гвоздиков от снятых окладов.
Мария Лукосяк остановилась на предпосылках голода 1921 года, затронувшего, по разным подсчетам, от 15 до 30 млн человек. Среди них - развал экономики в связи с Гражданской войной, засуха, политика продразверстки, неграмотное управление сельским хозяйством. Максим Горький обратился к "честным людям Запада" с призывом помочь голодающим. За рубежом множество организаций занималось отправкой гуманитарной помощи. Советское правительство решило от этой помощи отказаться, и было принято решение "помогать" голодающим посредством изъятия церковных ценностей. По действующей инструкции губернские комиссии должны были изымать предметы, не участвующие в богослужении. Патриарх Тихон издает указ о пожертвованиях в фонд помощи голодающим предметов, не имеющих богослужебного употребления. Но безбожной власти не нужна была добровольная помощь Церкви и верующих, им нужен был предлог, под которым можно было разгромить Церковь. Начали изымать все, что есть в храмах, что вызвало сопротивление мирян. Часто прихожане не пускали комиссии в храмы, применяли силу. События в Шуе закончились расстрелом мирного населения. Начались революционные трибуналы над противниками изъятия церковных ценностей, самый крупный прошел в Петрограде, всего их было 231. Помимо драгоценных предметов, изъятых из храмов, за границу продавали также экспонаты Эрмитажа и других музеев. До сих пор не подсчитано, сколько произведений искусства, в том числе икон, было вывезено из нашей страны. Но главная церковная ценность, против которой большевики вели борьбу, - это люди. В результате богоборческой политики властей было не только потеряно культурно-историческое наследие - наше общество лишилось лучших людей.
Замдиректора по научно-методической работе Высших епархиальных курсов святого праведного Иоанна Кронштадтского, заведующая научно-методическим кабинетом ОРОиК Виктория Гусакова выступила с докладом "Житийная икона святителя Тихона Московского как отражение духовно-нравственных ориентиров его жизненного пути". Она рассказала о самом феномене житийных икон, которые возникли в Византии в начале XIII века, после падения Константинополя. На Руси житийный жанр также получил известность в XIII столетии, и это связано с татаро-монгольским нашествием, началом тяжелейшего ига с Востока и усиленной обороной против экспансии Запада. Отцы Церкви называли просвещение одним из назначений иконы, и особенно это касается житийного образа, в котором изображение того или иного святого или события Священной истории дополнялось подробным повествованием о нем, вынесенным в цикл отдельных изображений-клейм. Житийные иконы читаются как книжный текст в последовательности слева направо. Первым является самое верхнее левое клеймо, а последним - самое нижнее справа. Виктория Гусакова рассказала о самых известных иконах святых церковных иерархов, которые не только обладали выдающимися духовными дарами, но и были деятельными устроителями Московского государства. В житийной иконографии святителя Тихона Московского он также показан как продолжатель дела святых митрополитов в сохранении православия в тяжелейший период российской истории.
Методист молодежного творческого форума "Китеж плюс", учитель изобразительного искусства школы № 199 Анна Панфилова затронула в своем сообщении смыслы древнерусской святости в качестве воспитательного идеала в воспитании подрастающего поколения.
Учитель начальных классов, преподаватель ОРКСЭ лицея № 597 Екатерина Бендер в сообщении "Духовное наследие Патриарха Тихона как феномен в организации системы воспитательной работы со школьниками" проанализировала актуальность наследия Патриарха Тихона в воспитании христианского благочестия у младших школьников.
Преподаватель Электромашиностроительного колледжа Дмитрий Меляков также посвятил свое сообщение дидактической роли житийной иконы - на этот раз в качестве примера была избрана икона преподобного Серафима Вырицкого.
18 октября конференция продолжилась докладом клирика храма священномученика Исидора Юрьевского, проректора по научно-богословской работе, профессора кафедры церковной истории СПбДА протоиерея Константина Костромина "Священномученик Платон Ревельский и святитель Тихон - две судьбы: общее и различное".
Член Союза писателей РФ, председатель Санкт-Петербургского общества русско-сербской дружбы, старший преподаватель Нижегородского лингвистического университета имени Николая Добролюбова Иван Прийма выступил с докладом "Николай Бердяев и Русская Православная Церковь: причины разногласий".
Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Дибунах, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Северо-Западного университета протоиерей Стахий Савицкий выступил с докладом "Труды святителя Тихона (Беллавина) на ниве духовного просвещения".
Протоиерей Александр Рябков в докладе "Декабристы и русская революция" поделился наблюдениями над социально-историческими предпосылками Великой Французской и русских революций, обратив внимание на общие законы, по которым они развивались. Он привел наблюдение французского историка и политика Алексиса де Токвиля (1805-1859), что революции, вопреки расхожим представлениям, происходят, когда условия жизни в стране становятся лучше, народ уходит от нужды. Этот парадокс ставит под сомнение мифологему о том, что революции совершаются ради блага и во имя угнетенных: революция - это всегда борьба тех или иных группировок за власть. Докладчик показал, что советский миф о декабристах как о лучших, самых благородных людях не выдерживает испытания фактами.
Доцент кафедры церковной истории СПбДА Дмитрий Карпук в сообщении "Особенности научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательской корпорации Санкт-Петербургской духовной академии в период обучения в ней будущего Патриарха Тихона (Беллавина)" остановился на периоде в жизни святителя, проведенном в стенах петербургских духовных школ, с 1884-го по 1888 год. Он отметил, что, хотя существую исследовательские работы, посвященные этому периоду, тема еще нуждается в тщательном изучении с привлечением как опубликованных, так и архивных документов. Сохранились воспоминания о вступительных экзаменах, выдержанных будущим святителем, написанные его соучеником протоиереем Петром Булгаковым. Дмитрий Карпук подробно рассказал о преподавателях академии той поры, у которых учился будущий святитель.
Председатель епархиального миссионерского отдела иерей Николай Святченко в докладе "Миссионерские аспекты деятельности Патриарха Тихона" представил миссионерскую деятельность будущего Патриарха в его североамериканском служении 1898-1907 годов, в служении в Ярославле и на Волыни 1907-1917 годы и во время Патриаршего периода 1917-1925 годов, отметив особенности просветительской деятельности в каждый из периодов, ставящих перед святителем Тихоном разные цели и задачи. Наиболее подробно были освещены конкретные методики и миссионерские успехи в Северной Америке, благодаря которым впоследствии появилась автономная Православная Церковь.
Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи (Чесменского), доцент кафедры истории и философии гуманитарного факультета Университета аэрокосмического приборостроения иерей Герман Каптен для своего доклада выбрал тему "Возможна ли священная война в атеистическом государстве?". Он рассмотрел вопрос правомерности наименования Великой Отечественной войны "священной" вопреки тому, что вело ее безбожное советское государство. Докладчик подробно разобрал концепцию священной войны, бытовавшую на Руси, окончательно сформировавшуюся в период освобождения Руси от татарского ига. И впоследствии деятели Церкви соглашались с логикой государства о необходимости защиты границ страны от набегов иноплеменных ратей. Примечательно, что сторонники марксизма, хотя и были неверующими, переняли эту риторику и называли защиту государства, в котором восторжествовала новая идеология, "священным долгом" его граждан. Что касается непосредственно периода Великой Отечественной войны, риторику, апеллирующую к священному, можно подразделить на декларации, с одной стороны, правительства, с другой - деятелей Церкви, в первую очередь митрополита Сергия (Страгородского). Докладчик напомнил о возрождении ордена Александра Невского в период Великой Отечественной войны, привел примеры возросшей религиозности населения. Отец Герман проанализировал особенности менталитета русского народа, приведшие к сакрализации Великой Отечественной войны.
ИА "Вода живая",
18.10.25
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния


Храм сщмч. Исидора Юрьевского (Свято-Исидоровский) Храм Рождества святого Иоанна Предтечи («Чесменский») Храм св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах Храм свв. апп. Петра и Павла в Дибунах Санкт-Петербургская духовная академия Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации Константино-Еленинский женский монастырь Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии Приморский округ Санкт-Петербургской епархии протоиерей Константин Александрович Костромин иерей Герман Юриевич Каптен иеромонах Александр (Ковальский Александр Иванович) протоиерей Александр Александрович Рябков протоиерей Стахий Георгиевич Савицкий иерей Николай Сергеевич Святченко Дмитрий Андреевич Карпук

Храм св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах
197341, Санкт-Петербург, Приморский район, улица 1-я Никитинская, дом 1.Упоминания в новостях

22 сентября 2025
Прошел вечер памяти архиепископа Василия (Кривошеина)
... В воскресной школе храма великомученика Димитрия Солунского в Коломягах 22 сентября состоялся вечер, посвященный 125-летию со дня рождения и 40-летию блаженной кончины подвижника православной веры, выдающегося иерарха и богослова XX века архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина, 1900-1985) ...