Заседание рабочей группы форума "Петербургский диалог" прошло в Санкт-Петербурге

Заседание рабочей группы "Церкви в Европе" форума "Петербургский диалог" прошло 4-5 апреля в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие представители Русской Православной, Римско-Католической, Евангелическо-Лютеранской Церквей России и Германии. Рассматривалась тема "Религиозное образование и гражданско-общественная деятельность в обществе".

Руководители рабочей группы "Церкви в Европе" заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) и директор института экуменики имени Йоханна-Адама-Меллера города Падерборн доктор Йоханнес Эльдеманн приветствовали участников "круглого стола".

Клирик Феодоровского собора протоиерей Димитрий Сизоненко в докладе "Религиозное образование и воспитание в свете межхристианского сотрудничества" подчеркнул, что в случае Санкт-Петербурга преподавание самой истории города включает религиозную и межрелигиозную составляющие. Как никакая другая европейская столица, город изначально был пространством сосуществования людей, переселившихся из других уголков Российской империи и Западной Европы. Обращаясь к теме религиозного образования, священник отметил, что оно, как и воспитание, не бывает нейтральным. В любом случае это актуализация некой системы ценностей. Ребенок должен получать знания в контексте жизненно важных вопросов - смысла жизни, происхождения добра и зла, тайны Бога. Религиозное образование - это актуализация образа и подобия Божия, присущего человеку.

Отец Димитрий рассказал об опыте прихода Феодоровского собора, куда приходят крещеные и некрещеные, верующие и неверующие, агностики, вчерашние протестанты. Собираются молодежные евангельские группы. Чтение Евангелия происходит как слушание и слышание. Запрещено вести дискуссии, проповедовать, высказывать одобрение или неодобрение. Молодые люди говорят о том, что рождается в сердце здесь и сейчас, как прочитанный отрывок соотносится с их опытом. Это похоже на практику медленного чтения, распространенную во многих университетах.

Сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов в докладе "Религиозное образование и духовно-нравственное воспитание в современном российском обществе" отметил, что религиозное образование призвано дать ответ на вызовы времени. Кроме цели сообщить знания о религии, оно помогает изменить к лучшему души ученика и педагога в процессе их взаимодействия. Официальная церковная позиция по вопросам религиозного образования в 2002 году была согласована с Министерством образования.

Архимандрит Филарет (Булеков) добавил, что за время советской власти выросло несколько поколений, не чувствительных к вопросам духовной жизни. Если человек до 14 лет не получает духовного образования, то это чувство появляется с трудом. Проблемой является формализация предметов. Преодолеть внутреннее сопротивление учащихся можно только качеством преподавания.

Профессор Вестфальского университета Клаус Зайак осветил тему "На что влияет религиозное образование. Результаты эмпирических исследований, значение религиозной социализации". Он привел примеры общественной активности. Каждый год 6 января дети поют колядки. Концерты носят миссионерский характер, собранные деньги идут на благотворительность. Акция "72 часа" призывает молодежь посвятить три дня добрым делам. Посещаются дома престарелых, детсады, приюты. В 2013 году акция проходила на федеральном уровне и собрала 150 тыс человек.

"В Германии образование - это воспитание в ребенке возможности критически смотреть на идеологию, власть, религию, - сказал профессор. ­- Мы не хотим, чтобы молодежь подводили к какой-то идеологии. Она должна делать свободный выбор. Работа с теми, кто уже сделал выбор, называется катехизацией".
Первый заместитель председателя епархиального ОРОиК иерей Илия Макаров совместно с сотрудником отдела Викторией Гусаковой представили доклад "Религиозное образование и воспитание в культурном пространстве Санкт-Петербурга". В северной столице с целью духовного просвещения апробируется проект "Образование через культуру". Культурологический контекст более приемлем для светской аудитории, чем религиозной. ­При этом в пространстве музея, который находится, например, во дворце, уместен разговор о духовности. Было упомянуто о пасхальных вечерах в Мариинском театре, культурных событиях с участием молодежи, благотворительных концертах на Дворцовой площади, в одном из которых участвовал ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий, акциях в Александро-Невской лавре с участием детей из православных гимназий и государственных школ. Также было представлено учебное пособие для светских учебных заведений "Земное и небесное воинство".

Профессор университета Лейпцига Франк Лютце сделал доклад "Христианское преподавание религии и нерелигиозные ученики: наблюдения в неконфессиональном контексте Восточной Германии".

Немецкая делегация и представители российской стороны посетили Свято-Владимирскую школу при Новодевичьем монастыре.

"Петербургский диалог" - форум гражданских обществ России и Германии. Созданный в 2001 году по инициативе президента России и федерального канцлера ФРГ, он предназначен для углубления взаимопонимания, развития сотрудничества между двумя странами.

ИА "Вода живая",
05.04.17