Когда идея создания Летописи Великого города в именах и деяниях стала приобретать характер осмысленных действий не только организаторов, но и достаточного большого числа петербуржцев, "заболевших" этой идеей, возникло множество вопросов: как? Как и что нужно сделать, чтобы реализовать эту идею, и не только воплотить, но и сделать её неотъемлемой частью общественной жизни города.
На поиски ответов на эти многочисленные вопросы ушло много лет.
Сама идея заставила подходить к каждому вопросу не с позиции скорейшего его решения (подчас в угоду интересам текущего момента), а с позиции создания продуманного и жизнеспособного общественного организма.
Проект создания Летописи получил название - "Золотая Книга Санкт-Петербурга". Это произошло в 1994 году.
Чтобы работа приобрела организованный и системный порядок, в 1995 году было создано и учреждено одноимённое общественное объединение, появилась персональная ответственность за решение конкретных задач. Однако, персональная ответственность не мешала общественной активности, а наоборот - помогала её организовать и выявить наиболее разумное и жизнеспособное. Причём, в этой работе был поставлен заслон как личным амбициям, так и желаниям настоять на своём "единственно правильном" предложении. Организаторов нередко спасал принцип, который был положен в основу работы, - "создание Летописи не терпит суеты".
Не надо обладать большой фантазией, чтобы представить накал страстей. Чтобы не допускать конфронтации и сохранять ситуацию управляемой, руководителям конкретных программ нужно было обладать не только сформировавшейся личной жизненной позицией, но и гражданским мужеством.
Наиболее острые и интересные ситуации возникали в процессе поиска и создания материализованных носителей идеи, к которым, в первую очередь, относятся: символика, наградные атрибуты и Фолиант Золотой Книги Санкт-Петербурга. Их разработка шла под руководством художника Александра Фёдорова. Его мастерство и жизненный опыт позволили не только аккумулировать множество идей, но и найти наиболее приемлемые варианты для их воплощения.
Перед авторами проектов создания материального носителя Летописи был обозначены следующие критерии:
- Летопись должна заполняться ежегодно вручную;
- удобство использования материального носителя при заполнении и в ритуальных акциях;
- носитель должен иметь эффектный зрительный образ и соответствовать традиции петербургской культуры;
- возможность объединения прошлого и настоящего;
- а также обладать способностью включать в себя:
- имена;
- художественный образ города;
- хронику наиболее важных событий;
- предоставление возможности лицам, чьи имена занесены в Летопись, оставлять послания потомкам.
В процессе поиска формы материального носителя Летописи были предложены и рассматривались многие варианты, среди которых наиболее цельными и продуманными были следующие:
"Песочные часы". Идея состояла из создания двух одинаковых ёмкостей для листов бумаги, которые ежегодно, по мере их заполнения, "перетекали" бы из одной ёмкости в другую по принципу песочных часов.
"Кольца времён". Идея состояла из ежегодно заполняемых листов, находящихся в папках большого размера (по принципу канцелярских), которые должны были нанизываться на кольца большого размера, закреплённые на специальном штативе.
"Виртуальная". Электронно-компьютерный вариант с использованием Интернет-технологий.
"Свиток". Идея заключалась в создании конструкции, с помощью которой рулон бумаги, по мере произведения на нём записей "перекатывался" бы с одного барабана на другой (чем-то перекликался с "песочными часами").
"Фолиант". Идея состояла в создании непосредственно книги большого размера, изготовленной ручным способом в единственном экземпляре и с соответствующим художественным оформлением, для произведения в ней ежегодно записей рукописным способом.
Эта идея была принята, как максимально соответствующая всем критериям создания материального носителя Летописи.
В основу создания Фолианта Золотой Книги были положены следующие пожелания:
- срок хранения Фолианта - не менее ста лет;
- возможность произведения записей и рисунков прямо в книге;
- Фолиант должен быть внушительных размеров, и в то же время, гармоничных пропорций;
- художественное оформление Фолианта должно производиться с учётом самой идеи создания Летописи и практического назначения Фолианта
Работа производилась в двух направлениях: поиск материалов для Фолианта и поиск его художественного облика Одновременно шёл поиск мастеров, способных сработать Фолиант вручную.
Организаторы стремились к тому, чтобы Фолиант был изготовлен из отечественных материалов и нашими мастерами. Но, не тут-то было. Оказалось, что отечественная промышленность не производит материалов, необходимых для изготовления Фолианта. Это "открытие" хоть и вызвало некоторое замешательство, однако, не привело к отчаянию. Примирило с действительностью то историческое обстоятельство, что Санкт-Петербург "собирался" со всего света: будь то культуры разных стран, традиции или опыт мастеров различных школ, ремёсел и искусств.
Фолиант своим воплощением повторил судьбу Великого города. Материалы для его изготовления были доставлены из разных стран: Германии, Франции, Японии. Случались и казусные ситуации. Например: была доставлена лучшая прокладочная бумага, а это была рисовая японская бумага ручного литья, каждый лист которой в девственном состоянии уже сам по себе является произведением искусства. Так вот, эта уникальная бумага не подошла потому, что была... изумительно белой, а по общему замыслу Фолиант создавался из слегка тонированной бумаги кремового оттенка, с эффектом "налёта времени". Новый поиск принёс неожиданный результат. Была "найдена" специальная французская бумага для реставрационных работ, которая идеально подошла по тону, прочности и прозрачности на роль прокладочной бумаги. Кожу для обложки, например, меняли три раза, пока не остановились на немецкой козьей, идеально подошедшей для Фолианта по всем статьям.
Подобных примеров можно привести ещё много. Все они свидетельствуют не только о высоких требованиях, но и о желании "сработать вещь на века", как это было в традициях великих мастеров.
Когда же встал вопрос об изготовлении книжного блока Фолианта и его переплёта - начались настоящие испытания. Во всём городе оказалось невозможно найти мастеров и производственной базы для изготовления Фолианта, а поиск и консультации проходили как среди мастеров-индивидуалов, так и на крупных полиграфических предприятиях.
Появилось даже предложение о передаче изготовления Фолианта за границу. И так оно, наверное, бы и случилось, если бы не Первая Академическая типография, на которой по инициативе её директора Н.И. Маркова был восстановлен цех изготовления редких книг по старинным технологиям. Н.И. Марков предложил произвести работу по изготовлению Фолианта на базе типографии "Наука" и руками её мастеров.
Никита Иванович при подписании Соглашения о предоставлении типографии права на изготовление Фолианта сказал: "...Это наш вклад в культуру Санкт-Петербурга, это наша доля в создании нового символа Великого города".
Вся работа по изготовлению Фолианта была выполнена Академической типографией "Наука" безвозмездно. А это - не что иное, как пример истинного добродеяния и высокой гражданской позиции.
Оформление "лица" Фолианта - это тоже целая эпопея. Вариантов было столько, что и перечесть их затруднительно. Тут были и "саркофаги", и "мавзолеи", и купеческая роскошная напыщенность, и барская претензионность.
Но выбран был вариант, предложенный молодым скульптором Арменом Оганезовым. В его решении удачно сочетались художественный изыск и необходимая скромность, свойственная культуре, которую принято называть петербургской.