Состоялся семинар «Кризис идентичности в период зрелости»

31 марта Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы «Православная Школа Психологии» состоялся семинар «кризис идентичности в период зрелости». Семинар провел руководитель данной программы психолог Владимир Анатольевич Цыганков.

31 марта Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы "Православная Школа Психологии" состоялся семинар "кризис идентичности в период зрелости". Семинар провел руководитель данной программы психолог Владимир Анатольевич Цыганков.

Зрелость - один из самых продолжительных периодов в жизни человека. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно. Во многом они зависят от человека, от того, насколько успешно протекает его развитие и становление как личности. Ведущий семинара психолог Владимир Анатольевич Цыганков условно определил период зрелости возрастными границами от 40 до 60 лет.

Основное новообразование этого периода - достижение личностной зрелости. Задача развития в зрелости - активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем через духовное и психологическое развитие.

Освоение внутреннего мира начинается в детстве и активно продолжается в подростковом возрасте, юности, молодости, но в зрелости оно должно стать преобладающим над освоением физического мира. Человек получает интенсивный доступ к своим духовным и психологическим силам и возможностям, они начинают компенсировать постепенное убывание физических сил и возможностей во второй половине зрелости. После 40 лет у человека возможны два варианта пути: либо психическое развитие будет угасать в соответствии с физической инволюцией, либо продолжать развиваться вслед за духовным развитием.

Современные исследователи показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается психологическое явление, которое можно назвать кризисом идентичности. Под кризисом идентичности понимается некая нетождественность человека к самому себе, его неспособность определить жизненные цели и перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место он занимает в определенной социальной группе и так далее. Как отметил Владимир Анатольевич, кризис идентичности периода зрелости будет серьезным испытанием для тех людей, чья система ценностей не основана на Заповедях Божиих, кто "построил свой дом на песке" (Мф., 7, 26). Негативный исход кризиса идентичности - формализация религиозности или отход от веры и религиозной жизни.

Как один из ярких примеров неудачного разрешения кризиса индентичности в периоде зрелости психолог Владимир Анатольевич Цыганков привел случай, описываемый К.Г. Юнгом: "Я знаю набожного мужчину, который был церковным старостой; и вот, после того, как ему исполнилось 40, он обнаружил неуклонно возраставшую и, в конечном итоге, ставшую невыносимой нетерпимость в вопросах морали и религии. Одновременно с этим ухудшилось его расположение духа. Наконец, он целиком и полностью превратился в злобно хмурившуюся опору церкви. В этом состоянии он прожил до 55 лет и вдруг, сев как-то посреди ночи в постели, сказал жене: "Ну, наконец-то я понял! Я ведь самый обыкновенный мошенник". И это осознание не осталось без последствий. Свои преклонные годы он провел в разгульной жизни и промотал добрую часть своего состояния. Что и говорить, приятный малый...".

А далее Юнг пишет: "Хуже всего то, что интеллигентные и культурные люди проживают жизнь, даже не подозревая о возможности таких превращений. Они пускаются в плавание по второй половине жизни совершенно неподготовленными. Или, может быть, есть колледжи для сорокалетних, готовящие их к наступающей жизни и ее требованиям, подобно обычным учебным заведениям, знакомящим нашу молодежь со знаниями о мире? Нет, мы вступаем в послеполуденную жизнь полностью неподготовленными; хуже того, мы делаем этот шаг с ложным предположением, будто наши истины и идеалы будут служить нам и дальше так же, как служили до сих пор. Но мы не можем жить после полудня по расписанию утренней жизни; ибо то, что было важным утром, вечером почти не имеет значения, как и то, что утром было правильно, вечером становится неправильным. Слишком многим людям зрелого возраста я оказал психологическую помощь и слишком часто при этом заглядывал в тайники их душ, чтобы пренебрегать этой фундаментальной истиной".

Психолог В.А. Цыганков обсудил возможные факторы, влияющие на разрешение кризиса идентичности. Он начал с факторов, затрудняющих его разрешение. Прежде всего, это проекция кризиса на свое окружение. В этом случае человек будет стремиться изменить именно окружение, а не самого себя. Действительно, многие люди в период зрелости начинают хаотично менять место работы, семью, иногда страну проживания.

Следующий фактор - страх изменений. Человек всеми силами старается сохранить стабильность. При этом он может заявлять о своих желаниях изменить ситуацию, но на самом деле какой бы болезненной она ни была, он его в чем-то устраивает. Неизвестность и необходимость предпринимать какие-либо действия пугают еще больше. Довольно редко человек признает наличие этого страха. Чаще говорит об "объективных причинах" невозможности изменений.

По словам В.А. Цыганкова, помочь человеку преодолеть жизненные задачи можно тогда, когда он сам намерен изменить свой образ жизни и образ мыслей, когда не сопротивляется переменам к лучшему. Об этом очень четко сказано у К. Хорни, когда она пишет, что психотерапевт может быть поражен тем, что, несмотря на большую проделанную работу, в пациенте ничего не меняется, хотя было достигнуто весьма значительное продвижение в осознании его переживаний. Человек активно сопротивляется изменениям, которые могли бы привести к большей ответственности за его жизнь, способствовали бы росту заинтересованности в себе.

Одним из факторов, способствующих разрешению кризиса идентичности, является способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем. Еще в юности человеку необходимо учиться одновременно жить настоящим, опираться на богатство своего прошлого и, вместе с тем, устремляться в будущее. К несчастью, у многих людей и в зрелости сохраняется подростковая устремленность в будущее, то есть установка на то, что происходит еще не жизнь, а лишь подготовка к жизни.

Противоположный вариант - "застревание в прошлом", которому придается неоправданно большое значение, а реальное настоящее обесценивается. Пример: сорокалетние женщины, которые вдруг начинают вести себя как подростки (избыток косметики, броские украшения, яркая, молодежная одежда, бантики, жеманное поведение и т. п.). Психологи давно отмечают, что с годами сопротивляться прошлому все труднее, возникает соблазн уйти в него, искать ушедшую молодость в "золотом веке". К сожалению, это шаг к психологической смерти, шаг навстречу плену фантомного проявления жизни; чтобы избежать его, над собственным будущем надо работать.

Психолог В.А. Цыганков подчеркнул: важный фактор, облегчающий благополучное разрешение кризиса идентичности в зрелом возрасте - активное и ответственное переосмысление глубинного смысла жизни. Этот смысл нельзя изобрести, его нельзя навязать, можно лишь обрести. Это удивительный процесс освобождения личности в поиске Творца, устроения семейных взаимоотношений на духовной близости и связи супругов и детей, а не только на основе материальных забот и решения социальных задач. Причем и профессиональная самореализация должна осуществляется на основе Божиих Заповедей, духовно-нравственных норм, подчиняться главной заботе - спасению души.

Обретение живой веры в Бога - это та самая внутренняя энергия, которая может дать силы для разрешения жизненных задач, ощутить подлинную радость от самой жизни. Это один из самых важных факторов в преодолении кризиса периода зрелости. Безрелигиозные люди обращаются к вере и начинают свое воцерковление зачастую именно под влиянием кризиса идентичности в зрелом периоде жизни.

Религиозное развитие личности на этом этапе - это своеобразная религиозная мудрость, которая приводит к позитивным изменениям характера - к доброжелательности, снисходительности и любви к людям. Спокойное восприятие старения, правильная самооценка, сочетающаяся с верой и надеждой, помогают развитию переживаний полноты жизни и принятия целостности жизни, включая неизбежность страдания. Если религиозное развитие не достигает такого уровня, то испытание этого возраста делают религиозность "ритуальной", мировоззрение "катастрофическим", а по отношению к людям других взглядов может развиваться нетерпимость, доходящая до агрессивности.

Владимир Анатольевич Цыганков
Руководитель программы "Православная Школа Психологии"
психолог Владимир Анатольевич Цыганков.

Информация Отдела по противодействию
наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии