Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Петродворцового округа протоиерей Михаил Терюшов, настоятель протоиерей Павел Суслов с клиром и другие священнослужители.
За усердное служение Святой Церкви протоиерей Павел Суслов был награжден правом ношения креста с украшениями.
"Четверг был насыщенным днем в жизни Спасителя, - сказал владыка в проповеди. - В среду Он находился в Вифании в доме Симона-прокаженного, и туда пришла одна грешница, которая подумала, что если Христос не возгнушался прокаженного, то и ее, блудницу, не возгнушается. Она принесла сосуд драгоценного мира, который вылила на голову Спасителя. Ученики во главе с Иудой негодовали: как можно потратить такое драгоценное миро на тело Спасителя, не лучше было бы продать его на рынке и на вырученные деньги помочь нищим. Но Иисус сказал: "Нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете" (Мк. 14:7). Он объяснил, что эта женщина сделала великое дело - подготовила Его тело к погребению, потому что ученикам потом будет не до этого, они не смогут умастить Его, как положено. Она приготовила его к погребению заранее, и имя этой женщины будет всегда звучать, где будет проповедоваться Евангелие. Мы сегодня читали Евангелие и вспоминали ее".
"Далее Господь говорит ученикам, что хочет вместе с ними отпраздновать иудейскую Пасху, - продолжил архипастырь. - Для этого Он подзывает Петра и Иоанна и указывает, как найти горницу, где они приготовят все для встречи праздника. Иисус не всем объявляет, потому что там был Иуда, который мог туда привести воинов, чтобы их арестовали. Ученики пошли и действительно нашли человека, который предоставил свою горницу, где они приготовили пасхального агнца. Христос пришел с учениками, в том числе Иудой, в горницу, снял с себя верхнюю одежду, подпоясался полотенцем и, как последний раб, стал умывать ноги ученикам. Петр возмущался, но Он сказал: "Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу" (Ин. 13:14). Будьте любвеобильными друг ко другу - и станете Его учениками. Господь умыл их ноги, а вместе с ними - их сердца. Теперь они были уготованы для благовестия Христова: если до этого ходили разными путями, то скоро все выйдут на проповедь. Потом Спаситель устанавливает великое таинство Евхаристии. Берет хлеб и говорит: "Сие есть Тело Мое". Берет чашу и говорит: "Пейте из нее все". Так Он устанавливает Новый Завет с родом человеческим. Ветхий Завет закончился на Тайной вечере. Теперь только Новый Завет, который скреплен уже не агнцами, а Кровью Спасителя. Он причастил учеников первый раз Телом и Кровью Своими - под видом хлеба было Тело, под видом вина - Кровь. И вот, мы вкушаем Его Дары, становимся причастниками Бога. Господь сказал: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22:19). То есть творите постоянно, это пища божественная, вечная, теперь она ваша на все времена до скончания веков и сделает вас бессмертными. Таинство Евхаристии будет до конца этого мира".
"Затем Господь, когда Иуда покинул их и пошел за воинами, провел с учениками трогательную беседу. Он сказал, что сейчас все ученики оставят Его, но Он будет не один, а с Отцом Небесным. И просил их не переживать, не отчаиваться, после Воскресения Он будет ждать их в Галилее. Апостол Петр стал говорить, что если все оставят Христа, он никогда не оставит, если все отрекутся, он умрет за Него. И здесь мы видим немощь человеческую. Мы называем Петра камнем веры, но подошла какая-то служанка, простая женщина из иерусалимского храма, и сказала ему: "Ты тоже был с ним". - "Нет, я не знаю этого человека". Как так можно? Три с половиной года ходить за Спасителем и сказать: "Не знаю этого человека". Вот какая немощь людская. Никогда нельзя гордиться и превозноситься - все мы немощные. Что Господь сказал, то и случилось. Петр трижды отрекся, и потом, когда петух пропел ночью, вспомнил, что сказал Иисус: "Не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня" (Лк. 22:34). Ученики увидели, какие же они слабые без Христа. Только когда Дух Святой сойдет на них, они обретут смелость и силу проповедовать Крест и Воскресение Христово. После этой беседы Господь уходит из горницы в Гефсиманский сад, где останавливался по ночам и молился. Он сказал ученикам: "Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Мф. 26:38). Затем Христос немного отошел от учеников, а когда вернулся - они спали. Опять немощь. Не могут даже час помолиться с Ним. Он еле разбудил их, снова ушел помолиться, приходит - ученики опять спят. Когда в третий раз Он пришел к ним, сказал: "Вставайте, за Мной пришли". И действительно, уже пришли воины. Иуда был с ними, поцеловал Его, показав, что Он и есть Христос. Его схватила стража и повела к первосвященникам, которые ждали допроса. Но Он ничего не отвечал, потому что знал: приговор уже вынесен, отвечать, защищаться бесполезно. Ночь Господь провел в доме первосвященника, а утром Его отвели к Понтию Пилату, потому что иудеи не могли выносить смертный приговор без разрешения римской власти. Но они уже вынесли приговор, нужно было, чтобы власть это утвердила и предала его позорной смерти - распятию на кресте. Сегодня вечером мы соберемся в храмах, будем слушать двенадцать Евангелий, которые воскресят атмосферу этого великого и жестокого события. Как поступили с Сыном Божиим, который назывался Сыном Человеческим, - такого в истории никогда не было и никогда больше не будет. А мы сегодня придем и вместе со Христом постоим у Креста, помолимся, попросим прощения, помощи Его и будем постоянно причащаться Его Тела и Крови, как делал праведный Иоанн Кронштадтский. Лучше, выше этого таинства нет на земле. Надо причащаться чаще, но обязательно перед этим исповедоваться, оставлять свою греховность, иначе причащаться нельзя, это будет в суд и осуждение. Нужно очищаться от грехов. Желаю вам встретить Пасху очищенными, подготовленными, мирными, радостными и прославить победу воскресшего Христа", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Настоятелю был преподнесен крест с украшениями. Он поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву и преподнес ему Тихвинскую икону Божией Матери.
В Великий четверг Страстной седмицы вспоминаются Тайная вечеря, на которой Спаситель установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды. В этот день совершается Божественная литургия святителя Василия Великого.
Михайловский собор Ораниенбаума был построен в память 300-летия царствования Дома Романовых в 1914 году по проекту Александра Миняева. В 1932 году закрыт и разграблен. В 1988-м возвращен Церкви. Главный престол был вновь освящен в 1992 году. Затем были освящены приделы - левый, Казанской иконы Божией Матери, и правый, святителя Николая Чудотворца.
ИА "Вода живая",
17.04.25

