Митрополит Варсонофий совершил утреню Великой пятницы в Казанском соборе
В канун Великой пятницы, 17 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил утреню с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа Иисуса Христа в Казанском кафедральном соборе.
Eго Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.
Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
Богослужение включает чтение 12-ти отрывков из Евангелий о страданиях и смерти Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками на Тайной вечери и заканчивая Его погребением.
Перед седьмым чтением прокимен "Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий" пропели протодиакон Андрей Левин и хор собора. Перед девятым чтением ексапостиларий "Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи" исполнили протодиакон Андрей Левин и хор собора.
Eго Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.
Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
Богослужение включает чтение 12-ти отрывков из Евангелий о страданиях и смерти Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками на Тайной вечери и заканчивая Его погребением.
Перед седьмым чтением прокимен "Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий" пропели протодиакон Андрей Левин и хор собора. Перед девятым чтением ексапостиларий "Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи" исполнили протодиакон Андрей Левин и хор собора.
Клирики и миряне стояли в это время с зажжeнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу Жениху. После богослужения, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой.
"Вечер Великого четверга - святой, но и самый ужасный в истории человечества, - сказал владыка в проповеди. - То, что мы сейчас слушали в евангельских чтениях, непостижимо. Как поступили люди с Сыном Божиим, Богочеловеком, который никому никогда никакого зла не сотворил! Его причислили к злодеям, разбойникам и подвергли позорной казни - распяли на Кресте. Вот на что способна падшая человеческая природа, и примеров тому множество вплоть до нашего времени. Но поскольку Господь сам сотворил человека, то сам и принял решение спасти его. Начиная с Адама, человек самостоятельно уже спастись не мог. Все была поражено смертью, тлением - никак нельзя было ввести человека в Царствие Божие. И пришлось Сыну Божию начать земную жизнь с младенчества, прожить до зрелого возраста и пострадать за все человечество. Мы при крещении приобщаемся к Святой Троице, получаем дар благодати Святого Духа, чтобы сохранить ее и пронести по жизни. Только Христос мог в самом себе умертвить смерть и тление. Победив смерть в себе, Он даровал нам Свои Тело и Кровь. И только теперь, приобщаясь к Его Телу и Крови, мы можем войти в Царствие Небесное, обрести жизнь вечную. По-другому нельзя".
"Мы слышали сегодня, как издевались над Господом первосвященники и римские воины, какие страдания Ему приносили, - продолжил архипастырь. - Он нес Крест от Вифлеема, когда еще был Младенцем, Его преследовали, но в финале Его земной жизни ужасаешься злодеянию, которое человечество совершило над Христом - как над Ним смеялись, как Его унизили, оскорбили, а потом распяли. Человек - падшее существо. Как сказал Господь, "земля еси, и в землю отыдеши" (Быт. 3:19), то есть Бог человека из земли создал, и он землей остается. Земля - это будущее человека, куда бы он ни долетел - на Марс или другие планеты. Всю Вселенную Господь создал, люди мечтают полететь на другие планеты, думая, что тогда сравняются с Богом, но ничего не получится. Он создал все так, что оставил нам возможность жить только здесь, на земле, где мы и находимся. Немощь была не только у врагов Христа, но и у святых. Санкт-Петербург носит имя великого первоверховного апостола Петра. Но мы слышали в евангельских чтениях, как он, старший из учеников Христа, повел себя. Казалось бы, чего ему бояться какой-то женщины, служанки в храме? А Петр испугался, когда она сказала: "И ты был с Иисусом Назарянином" (Мк. 14:67). Он ответил: "Не знаю и не понимаю, что ты говоришь" (Мк. 14:68). Три с половиной года ходил за Христом каждый день, но тут сказал: "Не знаю Человека Сего, о Котором говорите" (Мк. 14:71)".
"Но не будем упрекать апостола Петра - он потом засвидетельствовал свою любовь ко Христу и проповедью, и мученической кончиной. Давайте спросим себя - а мы знаем Христа? Кто из нас может сказать, что знает Его? Не знаем, так что нам нечем и гордиться. А почему не знаем? По одной простой причине. Это - грех. Мы больше любим грех, нежели Христа, живем во грехе постоянно. Святой Иоанн Кронштадтский написал книгу "Моя жизнь во Христе". А мы напишем только книгу "Моя жизнь во грехе". Но так жить нельзя. Мы сегодня в храм пришли, потом будет Пасха, а мы по-прежнему будем во грехе. Значит, Христа в нашей душе как не было, так и не будет. Мы никогда не знали Его по-настоящему. Если бы знали, были бы праведными. Поэтому сегодня, подойдя к Нему, будем просить: "Господи, прости нас за всю прожитую жизнь, за то, что мы только внешне были христианами и отвергали Тебя. Мы уходили с правильной дороги, шли по тому пути, по которому не следует ходить, а по пути, который Ты проложил в Евангелии, не ходили". Надо молиться, чтоб Господь просветил наши ум и сердце, чтобы перестали мы земными вещами увлекаться, а несли свой крест и пришли в Царствие Небесное", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
