Председатель ОВЦС митрополит Кирилл: «Владыка Никодим был убежденным и отважным воителем за свободу Церкви»

«Вода живая» продолжает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Митрополит Кирилл рассказывает о деятельности митрополита Никодима на посту председателя ОВЦС и о его вкладе в развитие церковно-государственных отношений в нашей стране.
Председатель ОВЦС митрополит Кирилл: «Владыка Никодим был убежденным и отважным воителем за свободу Церкви»

"Вода живая" продолжает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Предлагаем вниманию читателей фрагмент интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, опубликованного десять лет назад, к 20-летию со дня смерти митрополита Никодима. Владыка рассказывает о деятельности митрополита Никодима на посту председателя ОВЦС и о его вкладе в развитие церковно-государственных отношений в нашей стране.
 
"Вопрос о гипотетической роли митрополита Никодима в контексте позднейших времен вовсе не бесполезен, и в первую очередь, для лучшего понимания нами самими современного положения Церкви в России. Я убежден, что сегодня он продолжал бы делать то же самое, чему посвятил свою жизнь в иные времена. Ибо Владыка Никодим был убежденным и отважным воителем за свободу Церкви, за ее истинную независимость. Разумеется, покойный митрополит отдавал себе отчет в том, что полная свобода и независимость Церкви в его эпоху остаются прекрасным идеалом. Размышляя об этом, он говорил: "Понимаю и принимаю то обстоятельство, что не я являюсь хозяином имения, однако осознаю себя управителем, который, в отличие от раба и наемника, должен иметь свободу действий, без которой невозможно управление". <…>
 
В этих условиях сделаться ответственным, самостоятельным и рачительным управляющим уже было великим дерзновением, в котором столь нуждалась дискриминируемая Церковь. Такой была историческая роль Владыки Никодима в его сложное время. Он был, возможно, первым из иерархов послереволюционной Русской Православной Церкви, кто сумел выйти за пределы того подобия социальной резервации, в которой государство определило пребывать Православию, и сделать шаг навстречу обществу и властям, дабы постараться включить их в некую систему отношений диалога и партнерства с Церковью. По тем временам подобный замысел мог восприниматься не иначе как утопия или даже авантюра. Однако ныне, с высоты опыта минувших с тех пор двух десятилетий, мы можем определенно утверждать: воистину, он сумел с помощью Божией совершить невозможное, утверждая идею само­стоятельности Церкви в условиях, враждебных не только подобным действиям, но и самим намерениям их совершить.
 
Почему в обстоятельствах повсеместно насаждавшейся всеобщей приниженности, нивелированности и безгласия вокруг Владыки Никодима стала группироваться способная религиозная молодежь? Полагаю, что эти люди искали человека, который стал бы для них неким спасительным островком свободы, по которой узнается истинный дух Церкви. Все мы знали, что такой человек есть и что он способен в случае опасности оборонить наше малое стадо Христово от злобы мира сего. И то обстоятельство, что митрополит Никодим покинул нас так рано, сраженный седьмым инфарктом, красноречивее всяких слов свидетельствует о том, сколь велик был его подвижнический труд, сколь сложна выпавшая на его долю миссия и сколь близко принимал он к своему израненному сердцу заботы о воспитании нового поколения людей Церкви.
 
Будь Владыка Никодим жив доныне, иные поносили бы его с еще большим ожесточением, чем делают это теперь, хуля его светлую память. Ибо ревностное служение митрополита Никодима на благо Православия являлось открытым вызовом всем, кто насаждал идею церковной несвободы и остается ее тайным сторонником поныне. Имя им - легион; по убеждениям они могут быть либералами или консерваторами, но объединяет их общее стремление вернуть Русскую Церковь в социальную резервацию, превратив в своего рода культурно-этнографический заповедник, удаленный от жизни страны, народа и человека и потому лишенный какой-либо реальной связи с настоящим и будущим России. <…> Однако Владыка Никодим учил нас: "Если вас бранят в момент, когда вы совершаете дело Божие, знайте, что вы на правильном пути, ибо это диавол, используя соблазнительный грех и играя на человеческой немощи, пытается бороться с правдой Божией".
 
Из интервью в книге "Человек Церкви" (М., 1998).

ИА "Вода живая",
04.09.2008.