Сословные перегородки. Как относится к ним Церковь? Дискуссия на эту тему прошла в Феодоровском просветительском центре

Как относиться к сословным различиям между людьми, и могут ли христиане делить людей на богатых и бедных, культурных и некультурных, власть имущих и бесправных?

Что такое "сословность"? Давно устаревшее понятие или то, с чем мы сталкиваемся в наши дни, но под другими названиями? Как Церковь относится к сословным различиям между людьми, и могут ли христиане делить людей на богатых и бедных, культурных и некультурных, власть имущих и бесправных? На эти вопросы попытались ответить участники круглого стола, организованного нашим журналом в Феодоровском просветительском центре.

Разделение естественное...

Иерей Константин Костромин,

клиирик Свято-Исидоровского храма, преподаватель истории РПЦ в СПбПДАиС: Наиболее удачным мне кажется определение "сословности", принадлежащее знаменитому историку В.О. Ключевскому, который написал большую работу по истории сословий в России. Он считал, что "сословие - термин государственного права и обозначает известный ряд политических учреждений. Сословиями мы называем классы, на которые делится общество по правам и обязанностям. Права дает, либо утверждает, а обязанности возлагает государственная верховная власть, выражающая свою волю в законе. Итак, сословное деление - существенно юридическое, устанавливается законом в отличие от других общественных делений, устанавливаемых экономическими, умственными и нравственными условиями, не говоря о физических".

Иерей Димитрий Симонов,

клирик храма Богоявления на Гутуевском острове: Апостол Павел писал, что во Христе нет ни раба, ни свободного. Но есть мнение, что все, что происходило в Церкви в первые века христианства, совершали люди свободные, поскольку рабы не могли повлиять на ход событий. Так приемлемо ли для христианина сословное разделение?

Протоиерей Александр Сорокин,

настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери: Оно приемлемо постольку, поскольку является такой же неизбежной принадлежностью мира, как законы природы, особенности человеческой психофизиологии. Человек призван управлять этими законами, царствовать над ними, преодолевая то, что служит соблазном, в этом суть и смысл духовной жизни. Новизна Нового Завета в стремлении приобщиться жизни во Христе, которая преобладает над всеми природными различиями. По тем же словам апостола Павла, для христианина стираются все различия: и национальные, и половые. Но при этом мы остаемся по плоти сыновьями и дочерьми, каждый из нас принадлежит тому или иному слою общества, а выражаясь старинным языком - сословию. Мы стремимся во Христе преодолеть различия, но это нам дается с большим трудом, и поэтому мы считаемся с тем, кем являемся во "внешнем" мире.

...Но не актуальное

Протоиерей Даниил Ранне,

настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске: С 1917 года полностью изменилось понятие "сословие", поэтому его нельзя применять к сегодняшнему обществу.

Иерей Константин Костромин:

В любом обществе существует некая социальная структура, и, так как сегодня общество не называет себя сословным, человек характеризует себя не по происхождению, своим правам или обязанностям, а по роду деятельности. Поэтому современная социальная структура и сословие - разные вещи, исходя из определения Ключевского. Это противопоставление наталкивает на мысль, что и догматическая жизнь Церкви, и ее социально-политическое бытие - вещи настолько разные, что их невозможно соединить воедино. Хотя человек считает себя свободным во Христе, при этом с социальной точки зрения он может свободным и не быть.

Протоиерей Александр Сорокин:

Да, к сожалению, это так. В том числе и потому, что мы догматику воспринимаем как отвлеченные умствования богословов, хотя ее следует понимать как реальное учение, наставление, которым мы должны руководствоваться в жизни. Разговор о сословности - несколько искусственная попытка взглянуть на ситуацию глазами прошлого. Ведь поскольку поменялся строй, то все сословия, в том числе и дворянское, ушли в прошлое.

Александр Михайлович Карамзин,

член Союза российских дворян: Дворянское сословие существовало при определенных институтах власти, при монархии, и, как многие другие властные институты того времени, готовило граждан России. Оно формировало определенные ценности и правила поведения. Дворянское сословие сегодня? Я не представляю, как это будет выглядеть...

Иерей Константин Костромин:

В сословном обществе человек служит государству, идея служения объединяет все сословия. При этом сословная структура в России стала разрушаться еще в ХVIII-ХIХ веках, когда сословия стали отказываться от обязанностей, т. е. от служения. Вольности дворянству были дарованы еще Петром III, манифест 1861 года об освобождении крестьян был подписан Александром II, а духовное сословие освободилось от государственной опеки в 1905 году, когда в манифесте 17 октября были провозглашены свобода слова и вероисповедания. Большевики после переворота лишали прав буржуазию, дворянство и духовенство именно по сословному принципу. Окончательно отменен сословный принцип был только в 1991 году. Сегодня у нас нет сословий потому, что права (хотя бы по Конституции) равны. Общество тоже не хочет признавать принцип сословности. Если раньше люди осознавали разницу между сословиями и вели себя соответствующим образом, то сейчас общество апеллирует к идее тотального равенства.

Протоиерей Даниил Ранне:

Если мы говорим о современности, то уже не можем руководствоваться понятиями Ключевского, ведь те принципы, что были раньше, сейчас полностью отвергнуты. Современный человек под сословием подразумевает совершенно другое - различные страты (от латинского stratum - слой. - Прим. ред.) общества. Сословность для многих сейчас - социальное расслоение. Например, есть люди богатые, а есть бедные, есть без определенного места жительства. По сути, понятие социального статуса в обществе и становится в искаженном, совершенно неправильном отношении восприниматься как сословная характеристика.

Все равны, но некоторые равнее

Иерей Константин Костромин:

Вероятно, мы присутствуем при формировании нового деления, которое в перспективе может быть названо сословным? Если та или иная группа захочет законодательным образом закрепить свои особые права, не сходные с правами других, то мы сможем говорить о возрождении этого явления. Например, Церковь захотела бы выглядеть отдельным сословием именно юридически, т. е. через законодательные инициативы заявить о себе как о самостоятельной силе, обладающей особыми государственными правами и обязанностями.

Иерей Димитрий Симонов:

Мы должны разделить эти вопросы: желание Церкви как института принимать активное участие в жизни государства и требование для себя особого статуса. У сословности не может быть юридического статуса, перед законом все равны.

Иерей Константин Костромин:

Позвольте не согласиться с этим. Есть те, кто нарушает правила движения, но им отдают честь сотрудники ГИБДД, а есть те, кого они штрафуют по любому случаю. Мы видим, что закон един для всех, но отношение государственных органов разное. В реальности сословия есть, поскольку по факту у всех различные права.

Иерей Димитрий Симонов:

И все-таки есть для Церкви в социальном неравенстве что-то чуждое? Или же она воспринимает социальное неравенство как норму жизни?

Иерей Константин Костромин:

Допустим, приходит в храм человек и выясняется, что он довольно богатый предприниматель. У священника возникает проблема: с одной стороны, он не имеет права выделять его из среды других прихожан, а с другой стороны, этот человек сам чувствует свое социальное неравенство и не хочет молиться и трудиться в приходе вместе со всеми. Дальше. Один священник будет настаивать на вступлении его в общину и жизни среди других прихожан, а другой - выполнит его желание обособиться. И тот, и другой подходы сегодня существуют.

Протоиерей Даниил Ранне:

Церковь выше любого социального неравенства. Это важный ее признак. Она занимается иными вопросами, поэтому говорить о какой-то социальной борьбе в обществе не входит в задачи Церкви. Она учит людей социальной ответственности и через такую ответственность приходить к правде.

Александр Михайлович Карамзин:

Обратите внимание, любая государственная власть старается подчинить Церковь себе. Привилегированные классы хотят, чтобы она служила только их интересам. Но действует только тот закон, который максимально приближен к справедливости. Значит, Церкви лучше отмежевываться от сословных противоречий.

Протоиерей Даниил Ранне:

Церковь должна принимать все сословия, потому что каждая социальная группа имеет свою психологию и свое мировоззрение. Объединяя их в себе, Церковь разрушает сословные стереотипы и тем самым освобождает в сердце каждого человека область для Христа. Так рождается христианин, а христианин вне сословий, поскольку поступает по тем правилам, которые начертаны на сердце.

Церковь прекрасна в своей многогранности. Она воспитывает людей таким образом, что они социально ответственны друг за друга. Если я имею возможность помочь тому, кому плохо, я должен ему помочь в любом аспекте: материальном, духовном или психологическом. Когда эта модель работает в общине, начинает меняться мировоззрение человека, а значит и всей общины. Так Церковь может участвовать в социальных преобразованиях. А если мы будем выходить с какими-то законодательными проектами, мы уйдем от самой сути христианства.

Бессословное священство

Иерей Димитрий Симонов:

Насколько правомерно говорить о духовенстве как о сословии, если изначально предполагается призвание к священству?

Иерей Константин Костромин:

С 1721 года, когда Петр I утвердил Духовный регламент, священство было сословием. Был издан государственный закон о том, кто такие служители Церкви, чем занимаются, какие права и обязанности у них есть.

Протоиерей Александр Сорокин:

Стиль жизни, поведение, обязанности священника представляют собой нечто отличное от других человеческих служений и профессий. С этим трудно спорить. Но эти очевидные отличия не дают права характеризовать духовенство как сословие. Даже когда дети священников становятся священниками, такое явление можно встретить и в других профессиях. В царской России в этом плане Церковь мало чем отличалась от Церкви ветхозаветной, когда существовал династический принцип.

Протоиерей Даниил Ранне:

В Церкви всегда присутствует преемственность. Как, например, при рукоположении архиерея человек принимает Святого Духа через возложение рук, а затем передает это другому. Преемственность имеет смысловое значение в воспитании. Христианин воспитывается общиной, и (в классическом варианте) лучшие становятся епископами.

Иерей Димитрий Симонов:

Возможно ли в наше время возвращение сословного устройства общества?

Александр Михайлович Карамзин:

Сословия формируются обществом и государством. На данный момент я не вижу возможности их возвращения. Что касается будущего, то демократия ни в одной стране еще нормально не закончилась. Обязательно приходил кто-то, кто через колено все ломал. В России возможны любые метаморфозы. Но возвращения к тому, что было, практически невозможно.

Протоиерей Даниил Ранне:

Не наша задача решать, нужны сословия или нет. Наша задача - воспитание в христианах осознания нравственной ответственности перед обществом. Важно, чтобы в каждом из нас внутреннее, глубинное ощущение христианства могло проецироваться на наши отношения с окружающими людьми.

Подготовила Ольга Сергеева
Темы