Выставка-исследование "Изучая Микеланджело" открылась 5 октября в Итальянском кабинете Нового Эрмитажа Она посвящена композиции "Распятие Христа" великого мастера и ее влиянию на искусство XVI-XVII столетий.
На церемонии открытия директор музея Михаил Пиотровский отметил, что наряду с большими выставками музей показывает подобные экспозиции, приглашающие к размышлению. Он подчеркнул, что один из экспонатов - картина, предположительно принадлежащая кисти великого мастера, - привезена в Россию из Италии, чтобы провести исследование: "В любом случае, картина связана с бытованием сюжета Микеланджело. Итальянцы привезли картину сюда, чтобы наши специалисты решили, сколько Микеланджело есть в этой картине".
Куратор выставки, младший научный сотрудник музея Зоя Купцова рассказала, что в инфракрасном свете заметны авторские изменения - например, в процессе написания было изменено положение черепа Адама.
"Несомненно, это авторское произведение, но Микеланджело ли это? - задала она риторический вопрос. - Бросается в глаза, что размер и композиция рисунка и картины совпадают, но в картине мало "живописности", здесь, можно сказать, более философский разговор, а это не очень типично. Сам Микеланджело пренебрежительно относился к станковой живописи: он считал себя в первую очередь скульптором. Рисунки его выставляются редко, а представленный здесь уникален, поскольку это не набросок, а законченное произведение. Микеланджело обратился к евангельскому сюжету, когда Спаситель на Кресте воскликнул: " Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27:46). Композиция возникла в результате разговоров с Витторией Колонна, она точно знала, чего хочет, несколько раз возвращала рисунок ему, он доделывал. Это в какой-то мере объясняет тот факт, что композиция Микеланджело стала известна, и многие художники ее повторяли, что мы можем наглядно увидеть на выставке. Очевидно, рисунок могли видеть его ученики, они и способствовали распространению".
Несколько представленных на выставке произведений написаны явно по мотивам композиции Микеланджело: небольшая картина тосканского мастера XVI века из собрания ГМИИ имени Александра Пушкина и две гравюры из эрмитажного собрания - одна авторства Джованни Баттиста Франко, другая, предположительно, Никола Беатризе. В последней композиция дополнена фигурами Девы Марии и апостола Иоанна.
Из других произведений, написанных под влиянием "Распятия Христа", обращает на себя внимание картина Хендрика Болидануса "Распятие с Мадонной, апостолом Иоанном и Марией Магдалиной", написанная в 1575 году. В процессе подготовки к выставке на ней была обнаружена полная подпись художника: это необычно, в те времена живописцы просто присваивали картине номер. О самом художнике ничего не известно, даже имя "Хендрик" условное - на картине написано "Henr". Картина экспонировалась в Эрмитаже при императрице Екатерине II, долго хранилась в запасниках. Теперь имя фламандского художника вводится в научный оборот.
Экспозицию дополняет скульптурный портрет Микеланджело Буонаротти предположительно работы Джованни Антонио Дозио.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель, один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко, произведения которого считались наивысшими достижениями искусства уже при его жизни.
Выставка продлится до 16 декабря.
ИА "Вода живая",
05.10.18
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура