Картина Михаила Нестерова "Святая Русь" представлена после реставрация 18 октября в Садовом вестибюле Русского музея. Работы начались 21 марта и завершились 8 октября. Проект реализован при поддержке ПАО "Газпром".
Заместитель директора музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина отметила, что посетители, видевшие картину в экспозиции, не догадывались, что она была "хронически больна": впервые внешне благополучная работа ушла в реставрацию, после которой будет задействована в выездных выставках, а раньше была "невыездной".
Реставрацию вели мастера Ольга Кленова, Наталия Романова и Марат Дашкин. Создан фильм об их работе, который демонстрируется на выставке. О тонкостях процесса рассказывают и фотографии.
"Русская земля выбрана Господом для спасения - эта тема проходит через все творчество Михаила Нестерова", - сказала заместитель директора музея по развитию и связям с общественностью Анна Цветкова.
Заместитель директора по научной работе Евгения Петрова добавила: "Это праздник реставраторов и всего музея. Проделана гигантская работа, и сейчас картина зажила, задышала, у нее появились цвет, свет".
"Картина сильно нагружена красочными слоями: художник работал над ней шесть лет, делал перерывы, вновь возвращался к работе, - рассказала журналистам реставратор Наталия Романова. - Связь между красочными слоями ослабла, краска стала отслаиваться. Мы выявляли очаги расслоений, вели профилактику, но стало понятно, что нужна комплексная реставрация. Наша мастерская находится выше на три этажа, туда ведет узкая лестница. Большие произведения переносят с помощью накрутки на вал. Из-за критического состояния красочного слоя это было невозможно. Перенесли ее в помещение рядом с экспозиционным залом, не снимая с подрамника. Исследование в ультрафиолетовых лучах показало, что она часто переписывалась. Большая часть принадлежит самому Нестерову, но по краям были более поздние записи, скрывавшие появляющиеся со временем дефекты. Мы их удалили".
Идея создания картины "Святая Русь" родилась у Михаила Нестерова (1862‒1942) в конце 1890-х годов. На осуществление замысла повлияли поездки на Соловки. В одном из писем художник делится планом будущей картины: "Среди зимнего пейзажа идут-бредут и стар, и млад со всей земли. Тут всяческие ''калеки'', люди, ищущие своего Бога, искатели идеала, которыми полна наша ''Святая Русь''. Навстречу толпе у врат монастыря выходит светлый, благой и добрый Христос с предстоящими ему святыми Николаем, Сергием и Георгием". Картина, впервые показанная на выставке в 1907 году в Санкт-Петербурге, вызвала неоднозначную реакцию, хотя сам мастер считал, что всем своим творчеством вносит успокоение в общество, взбаламученное революционными событиями. Картина понравилась императору Николаю Второму и получила отрицательную оценку Льва Толстого. Ее купил музей Императорской академии художеств. В 1909 году ее отправили на выставку в Мюнхен, она получила золотую медаль I степени. В 1921-м она заняла место в экспозиции Русского музея. В конце 1920-х в связи с усилением антирелигиозной пропаганды ее убрали в фонды, а в конце 1980-х вновь поместили в постоянной экспозиции.
До 4 ноября картину можно увидеть в Садовом павильоне, затем она займет прежнее место в экспозиции.
ИА "Вода живая",
17.10.19
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура