Выставка "Дорогами Христа" открылась в ГМИРе

Выставка "Дорогами Христа. Природа Святой Земли на фотографиях 1850 - 1900-х гг. из коллекции Императорского православного палестинского общества" открылась 12 марта в Музее истории религии.

Представлена часть уникальной коллекции снимков, собранных ИППО: работы британских мастеров Фрэнсиса Фрита и Джеймса Робертсона 1850-х, знаменитого ателье "Бонфис", фотографов из Италии (Джакомо Броджи, Луиджи Фиорилло), Австрии (Бруно Гентшель), Греции (братья Цангаки) и России (Иван Барщевский).

Выставка разделена по географическому принципу: ее открывают виды Вифлеема, Газы и Матариэ - маршрут бегства Святого семейства в Египет. Следующие разделы посвящены Иерусалиму, путешествиям Иисуса Христа из Галилеи в Иудею через Иорданскую долину и Самарию. Завершающий раздел посвящен Галилее и Тивериадскому озеру.

Когда видишь эти названия на подписях к фотографиям, на ум приходят и тексты, в которых они упоминаются: Иерусалим, Назарет, Иерихон, Наин, Капернаум, Вифсаида...

На фотографии Джакомо Броджи 1868 года запечатлено дерево Богородицы в Матариэ, на северной окраине Каира (Египет). Согласно Священному Преданию, здесь Святое семейство отдыхало в тени сикомора (смоковницы), а запечатленный фотокамерой сикомор вырос из отростка древнего дерева.

Виды Тира и Сидона напоминают о "пределах Тирских и Сидонских" (Мк. 7:24-30), придя в которые, Христос исцелил дочь хананеянки. Снимок колодца Иакова, сделанный фотоателье "Бонфис", отсылает к Евангелию от Иоанна - разговору Иисуса с самарянкой, где Спаситель впервые открывается, что Он и есть чаемый Мессия (Ин. 4:5-30).

В Вифании, которая находится в трех километрах к востоку от Иерусалима, Иисус совершил одно из самых известных чудес - воскрешение Лазаря (Ин. 11:1-44). Здесь же, в доме прокаженного Симона, было совершено помазание Иисуса - на Его голову было возлито масло "мирра драгоценного" (Мф. 26:6-16; Мк. 14:3-9). Интересна личность мастера, запечатлевшего эти места, - англичанин Горацио Герберт Китченер в 1870-е принимал участие в экспедициях по Святой земле, впоследствии стал фельдмаршалом, а в годы Первой мировой войны - военным министром.

Некоторые фотографии рассказывают о жизни русских на Святой земле. Например, снимок "Караван с воспитанниками учительской семинарии Императорского православного палестинского общества" свидетельствует о том, что арабы - воспитанники семинарии, которая находилась в Назарете, под руководством русских учителей совершали поездки из Назарета в Иерусалим и обратно. А "Переправа русских паломников через болото у села Буркин близ Дженина" - о том, как сотни русских паломников отправлялись в составе караванов в Назарет к празднику Благовещения. Такое путешествие через Самарию, туда и обратно, занимало около двух недель. Название села Буркин произошло от арабского слова "бурсин" ("прокаженный") - именно здесь Христос исцелил десять прокаженных, при этом только один из них, самарянин, вернулся поблагодарить Его (Лк. 17:11-19).

На церемонии открытия директор ГМИРа Любовь Мусиенко поблагодарила авторов экспозиции и поздравила "с открытием хорошей и такой своевременной выставки: именно в эти дни хочется снова и снова рассматривать эти фотографии, вспоминая, может быть, свои путешествия". Она зачитала приветствие от председателя ИППО Сергея Степашина и выразила надежду, что он еще ознакомится с экспозицией.

"Концепция рождалась в спорах, долго шли к этому результату и к лаконичному названию, - отметила заместитель директора по научной работе Екатерина Терюкова. - В дни Великого поста выставка иллюстрирует дорогу к величайшему для всех христиан празднику - Пасхе. Стало хорошей традицией ежегодно представлять нашу фототеку, и большинство фотографий - из собрания ИППО, с которым у нас подписан договор о сотрудничестве. Куратору Петру Федотову удалось дополнить уникальный фоторяд прекрасными образцами декоративно-прикладного искусства. Дополняют экспозицию книги из коллекции ИППО, которые хранятся в научной библиотеке музея и являются в полном смысле слово жемчужиной нашего книжного собрания".

Петр Федотов отметил, что раньше, рассматривая фантастические пейзажи на картинах старых мастеров на библейские сюжеты, думал, как эти места выглядели в реальности. С тех пор он увидел их и воочию, и на фотографиях.

Он рассказал корреспонденту ИА "Вода живая", что многие фотографии никогда не выставлялись, а некоторым более 150 лет, то есть созданы они менее через двадцать лет после появления самой этой техники. В XIX веке для фотопутешествия по Святой земле надо было брать с собою множество оборудования, и весило оно немало. Самые старые фотографии из представленных принадлежат англичанину Джеймсу Робертсону, который до этого снимал события Крымской войны. Петр обратил внимание также на снимки ателье "Бонфис", которые отличаются красивой композицией и высоким качеством. Несколько экспедиций по Палестине организовали в XIX веке англичане. Представлены на выставке и фотографии русских фотографов. Иван Барщевский принимал участие в экспедициях ИППО, в которых исследовались различные места в Сирии и Палестине, связанные с византийским периодом. Собственно, коллекция фотографий ИППО и началась с этой экспедиции. Самые поздние фотографии на выставке относятся к 1909 году.

Фотографический ряд дополнен материалами местного природного происхождения - гербарием Святой Земли (на витрине можно увидеть лишь одну страницу, но интерактивная копия позволяет познакомиться с остальными), терновым венцом, иконой на кости рыбы из Тивериадского озера, географическими картами XVIII-XX веков, живописными и графическими произведениями.

Рассматривая карты Святой земли XVIII века и сравнивая их с более поздними, нельзя не заметить, что старинные карты весьма приблизительны. Интересно сравнить и изображения Иерусалима. На старинных гравюрах город совсем далек от реальности. Вид Иерусалима, изображенный художником Николаем Кошелевым в 1891 году, отличает внешняя эффектность, характерная для романтизма. А на фотографиях старый Иерусалим представлен как он есть. По словам куратора, в этом и состоит замысел - показать наряду с фантазиями реальные виды Святой земли.

Выставка продлится до 5 апреля.

ИА "Вода живая",
12.03.20

Государственный Музей Истории Религии (ГМИР)

190000, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Почтамтская ул, 14/5

Упоминания в новостях

Все новости