Выставка, посвященная Рафаэлю, открылась в Эрмитаже

Выставка "Линия Рафаэля. 1520-2020", приуроченная к 500-летию со дня кончины Рафаэля Санти (1483-1520), открылась 10 декабря в Зимнем дворце. Она организована Эрмитажем при участии Британского музея, Музея "Альбертина", Лондонской Национальной галереи, Русского музея, ГМИИ имени Александра Пушкина, Третьяковской галереи, ГМЗ "Царское Село", Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Собрания икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного, частных коллекционеров. Кураторы - научные сотрудники отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Зоя Купцова и Василий Успенский.

Выставка посвящена феномену художника и его влиянию на европейское искусство с XVI века и до наших дней. Миф Рафаэля сложился вскоре после его смерти. На протяжении многих веков его искусство воспринималось как образец, ему подражали не только художники второго ряда, но и выдающиеся мастера. В качестве центральной метафоры выставки выбрана линия - воплощение взаимосвязи, традиции, диалога.

Открывают экспозицию произведения самого мастера - картина и рисунки из европейских собраний. Отталкиваясь от них, зрителю будет проще различать отзвуки рафаэлевской гармонии в произведениях последующих веков.

"Хорошо, если зрители придут на эту выставку подготовленными, посмотрят на основные картины Рафаэля в Интернете, - сказал куратор выставки Василий Успенский. - В залах выставки много столов, атмосфера чуть-чуть похожа на классы. На этих столах и находятся разъяснения, что здесь рафаэлевского, - как текстовые, так и визуальные. Напротив картин представлены гравюры с тех произведений Рафаэля, которыми, на наш взгляд, вдохновлялся художник при создании той или иной картины. Каждый брал свое. Кто-то заимствовал позы - например, "Суд Париса" после Рафаэля многие художники изображали одинаково: Парис всегда сидит, из трех богинь одна изображена со спины; эта композиция кочевала из картины в картину. Кто-то заимствовал пластику, пропорции фигур, колорит. Кто-то заимствовал настроение - пытались передать светлую рафаэлевскую гармонию. Рафаэль - воплощение гармонии. Композиция на его картинах часто заключена в круг или в треугольник, стремится к классической завершенности, некоему божественному идеалу. Рафаэля часто называли "божественным". Это идеально уравновешенные композиции, которые можно объяснить геометрией, но которые, конечно, к ней не сводятся".

С помощью гравюр наглядно демонстрируется, что тот или иной мастер заимствовал у прославленного классика и как затем интерпретировал. Мы увидим и прямые заимствования, и отсылки к произведениям Рафаэля у самых разных художников. Одной из часто цитируемых композиций Рафаэля стало "Преображение". Произведения Рафаэля заметно повлияли на трактовку образа Богоматери в западном искусстве: в представленных на выставке произведениях схожесть можно заметить без труда. А неизвестный нидерландский художник XVI века, обратившись к теме бегства Святого семейства в Египет, изобразил в центре пейзажа фигуру Девы Марии с Младенцем, в которой мы узнаем знаменитую "Мадонну в кресле". Влияние Рафаэля обнаруживается даже в творчестве Рубенса, которого принято считать чуть не антиподом Рафаэля. Но для самого Рубенса Рафаэль оставался важным ориентиром.

В экспозицию вошли более 300 предметов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из коллекций Эрмитажа и двенадцати собраний России и Западной Европы. Среди них - как знаменитые шедевры, так и ранее неизвестные работы. Десятки произведений живописи и графики из фондов музея демонстрируются впервые; ряд экспонатов выставляется после кропотливой реставрации в мастерских Эрмитажа. Главная премьера выставки - восемь монументальных фресок школы Рафаэля из собрания Эрмитажа, которые впервые предстанут публике после начатой в 2015 году реставрации, открывшей подлинную авторскую живопись. Фрески украшали лоджию виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме в Риме и были созданы художниками мастерской Рафаэля вскоре после смерти мастера в 1520 году под руководством его любимого ученика и наследника Джулио Романо. В основе фресок - композиции Рафаэля, созданные несколькими годами ранее. Рядом с фресками экспонируются подготовительные рисунки и фрагменты картонов к ним из собрания Британского музея и Альбертины.

Выставка продлится до 28 марта. Она включена в маршрут № 2 по Главному музейному комплексу. Также ее можно посетить по отдельным билетам: утренние сеансы проходят ежедневно, кроме понедельника, в 10:00, вечерние - в 18:00 по вторникам, четвергам и воскресеньям, а также в 19:00 по средам, пятницам и субботам.

ИА "Вода живая",
10.12.20