Конференция "Слово и образ: текстуальные основы христианской иконографии" состоялась 19 июня в Центре Дмитрия Лихачева (Музей истории Санкт-Петербурга - Особняк Румянцева) и одновременно в формате Zoom.
Были представлены доклады по вопросам христианской культуры, изучению которых свои жизни посвятили академик Лихачев, его дочери Вера Дмитриевна и Людмила Дмитриевна. В дискуссии приняли участие научные сотрудники музеев, преподаватели, аспиранты вузов и независимые исследователи в области филологии и истории искусства из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, представлявшие ГМИ СПб, Эрмитаж, Кижский музей-заповедник, Академию художеств, другие научные и учебные организации. Три доклада были связаны с отделом древнерусской литературы Пушкинского Дома, с трудами самого ученого и его коллеги Ольги Белобровой. Были затронуты аспекты изучения искусства Востока и Запада с периода раннего христианства до XIX столетия.
Заседание открылось докладом Анны Косицкой-Смирновой "Как "читать" икону: о взаимоотношении текста и иконы в работах Д.С. Лихачева", раскрывающим методы и подходы академика к изучению древнерусской культуры. Автор познакомила слушателей с научными взглядами Дмитрия Сергеевича и особо отметила их актуальность для междисциплинарных исследований. К текстуальным основам древнерусской иконописи в своем выступлении "Редкие сюжеты заонежских икон второй половины XVII в." обратился научный сотрудник Музея-заповедника Кижей Борис Москин. Сюжетность в искусстве русского средневековья стала темой доклада научного сотрудника Эрмитажа Анастасии Семеновой, представившей связи проложных чтений и изображения Корсунской легенды в стенописи Воскресенского собора в Тутаеве. Взаимовлияние образов в иллюминированных манускриптах и монументальном искусстве европейского Средневековья были рассмотрены в докладах независимых исследователей - выпускников Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина при Академии художеств: Анастасии Урбанюк "Вознесение или Пятидесятница: тимпанная композиция портала церкви Сент-Мадлен в Везле и рукописная иллюминированная книга" и Ирины Голубевой "Образы "Божественной комедии" Данте: от книжной иллюстрации к храмовым монументальным композициям". К искусству книжной иллюстрации в особом его аспекте в докладе "Интертекстуальность сюжетов в "Зерцале человеческого спасения" обратился московский исследователь Михаил Рогов. Экскурс в историю раннехристианского искусства и зависимость образа Креста от произведений ранних сирийских мистиков были отражены в докладе Анастасии Татарниковой "Процветший Крест в раннехристианском искусстве: к вопросу о происхождении образа".
Участники "круглого стола" стали первыми слушателями, на чей суд были представлены научные гипотезы научных сотрудников Музея истории Санкт-Петербурга Надежды Катсон ("Книга Сивилл" в коллекции Н. П. Румянцева") и Марии Власовой ("Искусство риторики в интерьере собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге"). Завершил заседание доклад аспирантки ИЖСА имени Ильи Репина Ксении Дорошенко "Роль изображений дикой природы в трактовке сюжета о Мирном царстве из Книги пророка Исаии (Ис. 11:6-9) в картинах американского художника Эдварда Хикса 1820-1840 годов".
ИА "Вода живая",
19.06.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура