Проект "Восток свыше" завершился 28 июня в духовно-просветительском центре Феодоровского собора презентацией книги Сергея Французова о культуре арабоязычных христиан "Пять житий. Очерки изучения арабо-православной агиографии". Проект реализован при поддержке Фонда президентских грантов.
Клирик храма и автор проекта иерей Алексий Волчков отметил, что в рамках проекта сложилось сотрудничество с Сергеем Французовым - он выступает с лекцией в третий раз.
История создания книги началась с обнаружения рукописи в библиотеке Румынской академии наук в Бухаресте. В ней содержалось 34 агиографических предания: жития, сказания о чудесах, хождения к краю света и предания о ветхозаветных персонажах и праведниках дохристианской эпохи.
Автор рассказал, что эти предания удалось отождествить, а пять житий объединить в книгу. В качестве первого жития выбрано чудо Богородицы в Атрибе (Нижний Египет). По преданию, халиф аль-Мамун приказал разрушить храм Богородицы в этом городе, и один священник пожертвовал крупную сумму (300 динаров), отсрочив назначенную дату на три дня, которые понадобились Богородице, чтобы явить чудо. Когда оно свершилось, халиф был поражен, восхищен и дал 100 динаров на церковные нужды. Это хорошо характеризует отношение мусульманской власти к христианским подданным, подвергавшимся всяческим поборам. Второй текст - житие святого Георгия. Если в западной традиции Святой Георгий воспринимался прежде всего как воин, который открыто исповедовал христианство и за это был казнен, в восточной традиции - в частности, греческой и арабской, - нет акцента на воинское звание, это просто христианин. Интересно житие Герасима из Эмесы. В этом предании он является одним из 70 учеников Христа, римским наместником Голанских высот и Северной Палестины. Он заболел параличом лицевого нерва, увидев Христа, уверовал в Него, исцелился и обратил в христианство жителей Эмесы. Очень необычный текст - сказание о прекрасной и благочестивой израильтянке Хасане, созданный, видимо, в дохристианскую эпоху. Завершает книгу предание о ниспослании с небес грамоты о почитании дня воскресного.
Рукопись относится к середине XIX века, и в отношении агиографии нет правила "чем древнее рукопись, тем она ценнее": жития христианских святых зачастую интереснее в более поздних памятниках, потому что содержат всевозможные наслоения, которые с течением веков на них накладывались.
"Почему я считаю важным издать эту книгу? - продолжил Сергей Французов. - Судьба арабского христианства очень печальна. Православные арабы неоднократно подвергались преследованиям. К началу II тысячелетия нашей эры пошел процесс арабизации восточных христиан, особенно после крестовых походов: они становились арабоязычными, при этом сохраняя свои традиции. В выгодном положении оказались копты. Подавляющим большинством представителей Александрийской церкви были копты, последователи первых трех Вселенских соборов, сохранившие свою веру до сих пор, хотя они и подвергались гонениям. В коптской общине больше десяти миллионов человек, они были постоянно причастны гражданской администрации, коптская община была богаче и строила церкви на свои деньги. Нет сомнений в том, что копты сохранят свою идентичность. Ситуация с христианами Сирии и Палестины сложилась намного более тяжелой в силу ряда причин, например, борьбы за святые места. Весомой поддержки восточных христиан от Российской империи в период от императоров Петра Первого до Николая Первого оказано не было, им приходилось выживать самим. Униатская церковь обладала куда большими финансовыми ресурсами, чем Антиохийская Православная, которая оказалась бедной. В Сирии остро стоит вопрос о существовании в принципе христианской Церкви, потому что ИГИЛ (запрещенная в России организация - ред.) устраивает геноцид христиан, сознательное уничтожение христианских святынь".В завершение отец Алексий подвел итоги проекта "Восток свыше", в рамках которого прошли лекции, вечера эфиопской культуры и языковые занятия.
"Задачей проекта было сделать повестку, связанную с христианским Востоком, - культурами арабов-христиан, коптов, сирийцев, эфиопов - актуальной и значимой для петербургского общества. Подавляющее большинство людей не знает и не изучает рукописи православных арабов и их языки. Мы ставили целью сделать так, чтобы люди знали, что у нас есть братья-христиане, которые живут в этом неспокойном регионе. Эти культуры являются, по сути, обреченными, так как если семья эмигрирует в Европу или США, ассимиляция делает свое неизбежное дело. И все, что мы можем, - изучать эту культуру, знать, помнить и ратовать за мир в этом регионе, принимать в гости студентов из этих краев. Нам удалось сделать много образовательного контента, который будет размещен на YouTube-канале. Мы собирались каждый месяц на вечерах христианской эфиопской культуры, где студенты из Эфиопии и России рассказывали друг другу, из чего состоит их жизнь: о семье, кухне, обычаях и религиозных особенностях", - сказал отец Алексий.
Активным участникам лекций и языковых занятий были вручены книги иеромонаха Робера (Бёлэ) "Безвидный свет. Введение в изучение восточносирийской христианской мистической традиции".
Протоиерей Максим Фионин представил сайт, посвященный истории сирийского христианства и культуре Сирии. Над его созданием он совместно с программистом Александром Кондратьевым работал год.
Сергей Французов - завотделом Ближнего и Среднего Востока ИВР РАН. В книге "Пять житий. Очерки изучения арабо-православной агиографии" выявлен ряд новых особенностей постклассического арабского языка, типичного для арабо-христианской словесности; определены характерные черты сюжетной канвы и стиля изданных агиографических преданий; показано, как на их содержание повлияла культура мусульманского большинства тех регионов, где они были сложены. Книга - существенный вклад в изучение письменного наследия арабов-христиан, чья культура сегодня находится под угрозой исчезновения.
ИА "Вода живая",
28.06.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура